Олимпийская чемпионка Сочи в команде Юлия Липницкая официально объявила об окончании спортивной карьеры, хотя по большому счету она закончилась в первый послеолимпийский сезон. Другая наша олимпийская чемпионка, Аделина Сотникова, действует по методике, апробированной ее нынешним тренером Евгением Плющенко: числится в составе сборной, получая соответствующую стипендию, но принимать участие в соревнованиях не намерена. В нынешнем сезоне — из-за травмы. Только ни у кого из тех, кто мало-мальски знаком с реалиями современного фигурного катания, нет сомнений: соперничать на равных с юным поколением российских одиночниц 21-летняя Аделина не сможет.
Чемпионка из 6-го «Б»
Ради победы в Сочи наши олимпийские чемпионки многое положили на жертвенный алтарь. У них фактически не было той жизни, которой жили их сверстницы. На чемпионате России Сотникова дебютировала в 12 лет. Кстати, вместе с петербурженкой Елизаветой Туктамышевой. Без юных девчушек в декабре 2008 года не удалось бы собрать полноценный состав для проведения женских соревнований. Даже с юной порослью набралось всего 14 участниц.
«Чемпионка из 6-го ’’Б’’», как тогда представилась Аделина, уже освоила весь набор сложнейших прыжков и чувствовала себя совершенно раскованно в общении с журналистами. Только затем в ее жизни осталось только фигурное катание, а с друзьями из 6-го «Б» в старших классах общаться было некогда. Еще больше положила на олимпийский алтарь Липницкая, которая в 10 лет все бросила в родном Екатеринбурге и переехала в Москву, принявшую ее далеко не сразу.
К тому же на олимпийский сезон выпал самый сложный переходный год. Чтобы сдержать рост и вес, Юля питалась кефиром с клетчаткой. Удивительно, но многие тренеры по фигурному катанию, с которыми довелось беседовать, считают такую жертву оправданной. В этом плане Сотниковой повезло. Пик ее переходного периода пришелся на сезон предолимпийский. В Сочи ей было уже 17. Не повезло, кстати, Туктамышевой, но ее тренер Алексей Мишин не стал вмешиваться в природные процессы.
После Сочи на 15-летнюю Юлию и 17-летнюю Аделину обрушилось еще и испытание «медными трубами». Стоит ли удивляться, что ни разу мы не увидели на льду ничего, даже близко похожего на их олимпийские прокаты! С этим столкнулись в свое время и другие слишком юные чемпионки. Триумфатор Нагано американка Тара Липински ушла сразу же после своей олимпийской победы. Ее соотечественница чемпионка Солт-Лейк-Сити Сара Хьюз, так же как и наши сочинские любимицы, еще годик помучилась.
В России не умеют «монетизировать» олимпийские достижения
Только в Америке хорошо налажена индустрия снятия реальных дивидендов с олимпийского «золота». Липински сразу же стала эксплуатировать образ чудо-девочки. Ведь она и чемпионкой мира стала в 14 лет, после чего Международный союз конькобежцев установил новый возрастной ценз для участия во взрослых соревнованиях. Возможно, руководителям ISU стоит снова задуматься над его увеличением, чтобы женское катание окончательно не превратилось в девчачье. Ведь сегодня даже 19-летним очень сложно соперничать с 15-летними дебютантками взрослых соревнований, владеющими полным набором прыжковых элементов.
Липински после Нагано начала актерскую карьеру, которая успешно продолжается по сей день. В этом году, отметив 35-летие, она вышла замуж. Причем «подружкой невесты» был не скрывающий своей ориентации Джонни Уэйр, с которым Тара вместе комментировала соревнования в Сочи.
Хьюз работала в олимпийском «Айсберге» на другую американскую телекомпанию. Даже 12 лет спустя Ирина Слуцкая не удержалась: «Если бы меня в Солт-Лейк-Сити обыграла Мишель Кван, было бы не так обидно. Мы обе заслужили олимпийское золото, а Хьюз выскочила ниоткуда».
Тогдашний сенатор США Хиллари Клинтон объявила день, когда разыгрывались медали в женском одиночном катании, Днем Сары Хьюз. Она получила персональную стипендию для обучения в престижнейшем Йельском университете и стала бакалавром по специальности «Американская общественно-политическая деятельность». Правда, в отличие от Слуцкой, в политику не пошла.
И у Липински, и у Хьюз не было недостатка в рекламных контрактах. В России пока не научились «монетизировать» олимпийские достижения. Это не удалось даже такому профессионалу, как руководителю компании «Телеспорт» Петру Макаренко. Не помог и опыт работы с РФС. Не удалось сделать из Липницкой бренд отечественного спорта, хотя все предпосылки для этого были.
Сегодня на слуху новые имена будущих олимпийских чемпионок. Только что с ними будет через год после Пхенчхана? За судьбу Евгении Медведевой, скорее всего, можно не опасаться. Уникальный талант подкрепляется совершенно естественным взрослением. А вот за ту же Алину Загитову тревожно. По своему техническому уровню она даже превосходит Медведеву, но именно сейчас у нее наступает тот самый переходный возраст. Впервые с такой проблемой тренер Этери Тутберидзе столкнулась, работая с Полиной Шелепень. Сегодня об этой фигуристке никто не вспоминает, хотя, по мнению Этери Георгиевны, она была талантливее Липницкой.