На собрании руководителей клубов премьер-лиги, прошедшем в начале декабря, среди дискуссионных тем обсуждалась возможность перехода на систему «осень — весна», которая применяется в Европе. Согласно данному варианту рамки чемпионата России будут расширены и захватят зимние месяцы. Сторонники и противники такого перехода приводят свои аргументы, ведь решение это совсем не простое. Касается оно не только клубов и болельщиков, но захватывает целый пласт, название которому — инфраструктура. «Спорт» обратился к руководителям стадионов с просьбой ответить на вопрос: готовы ли они к смене времен футбольного года?
Наша арена нуждается в модернизации
— Хотелось бы узнать ваше мнение о возможном переходе на систему «осень — весна».
— Идея сама по себе неплохая, поскольку рассчитана на успешные выступления наших команд в еврокубках. Но здесь надо учитывать количество регионов и климатические условия нашей необъятной страны. У нас играет очень много команд, в том числе с Дальнего Востока. Да и в Москве порой стоят далеко не южные температуры. В этом году последний матч на нашем стадионе проводился 29 ноября, и погода тогда была очень теплая. Но это аномалия, поскольку первого декабря был побит температурный рекорд, и нет гарантии того, что так будет продолжаться и дальше. Думаю, в будущем природа ответит на вопрос, реально ли проводить матчи в декабре. Поймите, можно что угодно делать в плане оборудования стадионов, дополнительных подогревов, укрывания полей, подготовки трибун, но как самим футболистам играть при минусовых температурах? И возможно ли в таких условиях показывать футбол высокого уровня, который требуется от каждой команды?
— Стадион Стрельцова готов к переходу на новую систему?
— Арена нуждается в модернизации. Она обязательно должна быть оборудована козырьком, а еще лучше иметь раздвигающуюся крышу, чтобы на подготовительном этапе к играм стадион был закрыт куполом. Это необходимое условие для перехода на систему «осень — весна».
— Планируете изучать европейский опыт с целью перенять все самое лучшее?
— Обязательно. Этим, правда, занимаюсь не я, а наши сотрудники, которым поручена такая работа. Скажу больше: уже на протяжении нескольких лет мы изучаем модели самых современных стадионов как в Европе, так и в мире.
— Какие именно?
— Например, арену в Амстердаме. Там чисто футбольный стадион, и эту модель, считаю, вполне можно применить и к нашим условиям. Но опять-таки за два-три года будет еще много всяких новшеств и требований, которые коснутся стадионов. Сегодня, к примеру, мы имеем определенные нормативы по безопасности, но ни одна арена, я уверен, не готова им следовать в полном объеме.
— Переход, если состоится, то не раньше чем через год. Это реальный срок для подготовки арены с учетом того, что на ней придется проводить матчи чемпионата?
— Основную часть матчей можно проводить на таких аренах, как наша, а какие-то игры придется переносить на другие стадионы. Если, конечно, те пройдут лицензирование.
— Стоит, на ваш взгляд, оставлять натуральный газон или лучше перейти к искусственным, полунатуральным?
— Я думаю, здесь нельзя упрощать — ведь никакое синтетическое покрытие не способно заменить натуральное.
— Выдержит ли натуральная трава температурные перегрузки?
— Это опять же вопрос о том, где играть нашим футболистам. Если уж газон не выдержит перегрузок, как их перенесут футболисты?
Как греют VIP-ложи
— В минувшем сезоне к арене Стрельцова не было нареканий со стороны футбольных властей?
— Не хочу себя хвалить, но в прессе наш стадион оценили хорошо. У нас был один из самых высоких баллов в Москве.
— Не зря главный тренер сборной России Гус Хиддинк отдал предпочтение стадиону на Восточной улице.
— Я согласен. И на протяжении всего сезона газон оставался в хорошем состоянии, хотя нагрузка на него выпала приличная. Как минимум в полтора раза больше обычной. С учетом тренировок национальной команды, игр «Торпедо-ЗИЛ» во втором дивизионе, а также благотворительного матча «Под флагом добра!», который тоже проводился на основном поле. Арена с нагрузкой справилась, но то были матчи летнего периода. А если говорить о поздней осени и ранней весне, то тогда газону было сложно.
— Система подогрева справится, если ее задействовать чаще?
— Она в исправном состоянии. По окончании сезона мы ее протестировали и теперь готовимся запускать в феврале.
— В VIP-ложах подогрев предусмотрен?
— Там висят обогреватели, но некоторые ложи у нас застекленные, а некоторые с открытыми окнами — их не прогреешь нашей системой. На других аренах все проще, например на «Локомотиве». Там сверху установлены инфракрасные излучатели, которые точечно нагревают конкретное место.
— А болельщики и журналисты могут надеяться, что им не придется мерзнуть на вашей арене?
— Есть целый ряд вопросов, которые потянут за собой новые требования к стадионам, если осуществится переход на систему «осень — весна». Думаю, в России сейчас нет ни одного стадиона, на котором болельщики чувствовали бы себя максимально комфортно. Этим надо заниматься, но перспективы хорошие.
— Можно ли извлечь плюсы от перехода на новую систему?
— Для стадиона плюсов не вижу. Но речь идет о престиже нашего футбола, и стадионы в этом вопросе не главное звено. Мы готовим арены для того, чтобы на них играли футболисты и доставляли своей игрой радость зрителям.