Как известно, в России много от Петра Первого. Большой поклонник красоты, император и этот изумительный вид спорта завез на родину, «из дальних странствий возвратясь». Ну и, естественно, отечественное фигурное катание зарождалось в граде Петровом, где проживал и первый наш олимпийский чемпион Николай Панин-Коломенкин.
Подиум на льду
В послевоенные же годы советские фигуристы на международной арене ничем похвастать долгое время не могли. Ни тренеров у нас не было, ни методических пособий, ничего. А интерес зрительский нарастал стремительно. Особенно, когда по вечерам чемпионаты Европы и мира начали показывать по телевидению. Зрелище, да еще какое, по тем-то временам! Буйство красок, костюмы, элементы бала и, между прочим, элементы эротики в мини-платьицах фигуристок.
Советский народ подсел, как на наркотик. И пять дней, что длится турнир, его от телевизора не оторвать, хотя и завершались соревнования очень поздно. И ведь наши много лет безнадежно проигрывали, а все равно не оторвать!
По утрам невыспавшиеся граждане восторженно обсуждали трансляцию соревнования фигуристов, днем пытались выспаться.
Зрители спали на работе. Ничего не поделаешь, все было слишком красиво и волнительно. А какие шубы были на двух наших тренерах! Такое впечатление, что две великие наставницы Елена Чайковская и Татьяна Тарасова соревновались еще и в дороговизне и роскоши своих шуб и шапок. Они величаво возвышались над бортиком по ходу выступлений своих воспитанников! Активисты Гринписа, глядя на их шубы (ежедневно меняемые) и головные уборы, на пошив которых ушло меха больше, чем на иные манто, удивлялись до полуобморочного состояния. Тренеров катастрофически не хватало.
Они ковали победы
Елена Чайковская
Совсем юную Леночку Осипову отец привел в секцию фигурного катания, так как девочка часто болела. Дальше как в сказке. Лена закалилась, окрепла, а в 18 лет стала чемпионкой страны в одиночном катании. В 1965 году Осипова завершает карьеру фигуристки, и вскоре мир заговорил о новом, выдающемся тренере. Елена Чайковская воспитала танцевальную пару Людмила Пахомова и Александр Горшков.
Татьяна Тарасова
В середине шестидесятых 19-летняя Танечка Тарасова сломала руку во время проката произвольной программы на первенстве Европы по фигурному катанию и с помощью партнера с трудом добралась до кресла. Тарасова с Георгием Проскуриным занимали на мировых и европейских первенствах четвертое место. Врачи колдовали над рукой, пытаясь хотя бы снять дикую боль, но Таня уже понимала: это конец карьеры. Исчезла очаровательная Танечка, появилась Татьяна Анатольевна Тарасова — впоследствии легендарный тренер.
Станислав Жук
Станислав Жук, выступая в паре с Ниной Бакушевой (впоследствии — Жук), так и не смог обыграть Людмилу Белоусову и Олега Протопопова. С целью реализовать эту мечту он становится тренером. Обыграть великий питерский дуэт не удается его сестре Татьяне в паре с Александром Гореликом, но именно Жук выведет на лед великую Ирину Роднину!
Питерский цех
Тамара Братусь становится пятикратной чемпионкой СССР в одиночном катании, но не блещет на европейских первенствах. Наши одиночницы тогда явно отставали от зарубежных соперниц, иное дело — парное катание. Тренер Тамары — Игорь Борисович Москвин, вскоре ставший ее мужем, решает поставить ее в пару. Подлинный успех и всемирное признание к Москвиной приходит, когда ее партнером становится другой известный ленинградский одиночник Алексей Мишин. Москвина и Мишин в паре добились того, что им не удавалось поодиночке: стали призерами чемпионатов Европы и мира.
Лишь после этого Тамара Николаевна перешла на тренерскую работу. Ее примеру последовал и Алексей Николаевич Мишин.
Так рождаются еще три великих тренера: Москвин, Москвина и Мишин.
Время очередей
Первыми советскими олимпийскими чемпионами по фигурному катанию становятся Белоусова и Протопопов. Этот вид спорта шагнул далеко вперед. В фигурном катании стало больше… спорта. А в 60–70-е годы в нем практически существовала… очередь на пьедестал. Герои олимпийского цикла, как это было тогда принято, после Игр уходили в профессиональные ледовые ревю, а молодые дарования занимали освободившиеся места. Потребовалась революция в судействе, чтоб сломать эту систему, особенно развитую прежде в танцах на льду. Этот вид программы в силу консерватизма даже не был олимпийским. До тех пор пока всемирное признание не обрели наши танцоры Людмила Пахомова и Александр Горшков. В 1976 году танцы появляются на Играх, а этот великий дуэт завоевывает золотые медали.
А вот с одиночниками в СССР долго не клеилось. Лишь в 1971 году первую медаль на чемпионате мира (бронза) завоевывает Сергей Четверухин. Женщины оставались без наград еще семь лет, пока успеха не добилась Елена Водрезова.
Ледовый бал
В 70-е годы мужское одиночное катание становится самым популярным видом программы, благодаря появлению целой плеяды «артистов на льду».
Наверное, наиболее популярным из них был прозванный Летающим Художником канадец Толлер Крэнстон. Любопытно, что в фигурное катание он пришел из классического балета, которым начал заниматься в раннем детстве.
Питерский Спящий Ковбой — Игорь Бобрин — проделал обратный путь: стал чемпионом Европы по фигурному катанию, покорил мир пластикой и артистизмом и лишь затем создал свой ледовый театр.
Фантастическое сочетание мощи, прыгучести и артистизма — питерец Юрий Овчинников. Пожалуй, идеальное сочетание: его артистизм не шел во вред спортивной составляющей.
Казалось, ему не хватит в прыжке длины катка. А знаменитый американец Джон Петкевич прыгал так высоко, что зрители боялись, как бы он не задел крышу. Стоит ли говорить, что квартет этот вместе и поодиночке собирал полные залы поклонников!
Традиция побеждать
Эти традиции позволяют поклонникам российского фигурного катания с оптимизмом ждать Олимпиады в Сочи. Все наши великие тренеры продолжают работать. Не зря же школу Тамары Москвиной называют конвейером чемпионов. Не зря Алексея Мишина начали называть профессором фигурного катания задолго до того, как он защитил диссертацию.
А некогда «невыездной» Юрий Овчинников сегодня и вовсе советник исполнительного директора ОКР. «Невыездным» Юрий Львович стал за дружбу с легендарным балеруном Михаилом Барышниковым, после бегства артиста за границу. Но это — дела давно минувших дней. И Бобрин, и Овчинников тренировались в Ленинграде у Игоря Москвина. Овчинников еще и у Алексея Мишина. Любители фигурного катания со стажем, разумеется, узнают овчинниковские черточки у Евгения Плющенко.
Золотая преемственность!