В Германии скончался последний солдат, который участвовал в освобождении нацистского концлагеря Освенцим. Давид Душман дожил до 98 лет.
После Великой Отечественной войны он вернулся в профессиональный спорт и стал чемпионом Советского Союза в фехтовании, несмотря на полученные тяжелые ранения.
Давид Александрович не любил вспоминать войну, медали надевал только 9 мая. В 1941 году он стал чемпионом Москвы по фехтованию и получил освобождение от отправки на фронт. Однако Душман настоял на том, чтобы его призвали. Так он попал в рабоче-крестьянскую Красную армию, где был механиком-водителем танка.
В составе Первого Белорусского фронта прошел Белоруссию и Польшу. После освобождения Варшавы, начальство части, в которой числился Давид Душман, получило телефонограмму о лагере Освенцим. Советские солдаты не знали ничего об его существовании. Когда они начали подъезжать к лагерю, вдоль дороги увидели колючую проволоку, а за ней – изможденные лица несчастных людей. Душман, управляя танком Т-34, снес электрическое ограждение, чтобы освободить выживших заключенных.
Из 12-тысячной дивизии, где служил Душман, выжили лишь 69 человек.
«Страшно никогда не было. Нас воспитывали так – никого и ничего не бояться. А боялся я всегда только одного – змей», – рассказывал Душман в интервью изданию OstWest.
Он был награжден орденами Красной Звезды, Славы, Отечественной войны и дважды медалью «За отвагу». А также был удостоен орденом Александра Невского.
Во время войны Душман получил три серьезных ранения, были проведены операции по удалению части легкого и 1,5 метра кишки. При быстрой ходьбе у него шла кровь изо рта, о серьезном спорте мыслей не было, главное – восстановиться.
После тяжелой реабилитации Душман все же приступил к тренировкам по фехтованию. Со временем он начал выступать на соревнованиях, а в 1951 году стал чемпионом СССР. Когда начались выезды заграницу, Душман столкнулся с унизительными трудностями, из-за которых его не выпускали из страны. Первое – его национальность – еврей, второе – сын «врага народа». Отец Давида Александровича был военным врачом Красной армии, в 1938 году его по ошибке репрессировали в Воркутлаг.
Душмана с позором высаживали из самолета, каждый год требовали прохождение выездной комиссии, где надо было получить допуск. «Я еще мог выступать, но мне было тяжело видеть, как всех людей выпускают за границу, а меня не пускают, как прокаженного. Хотя я был кавалер ордена Славы. Тогда я решил бросить спорт», – вспомнил Душман в интервью OstWest.
В 1953 году он стал тренировать. Начал с мужчин, но быстро переключился на женщин. Воспитанники Душмана в 18 лет уходили служить в армию, где им предоставлялись хорошие льготы – давали офицерские звания, начисляли большую зарплату. Обратно спортсмены не возвращались.
«Чтобы тренировать мужчин не обязательно, чтобы они тебя любили. А вот женщины – должны. Спортсменки делились со мной такими секретами, которые даже подругам не рассказывали», – признавался Душман.
Его лучшей ученицей была Валентина Сидорова: олимпийская чемпионка и 9-кратная чемпионка мира. В 1988 году она завершила карьеру, а Душман оказался практически безработным – оставался тренером сборной СССР, но учеников не было.
Душман не хотел ни к кому обращаться за помощью, подрабатывал таксистом в Москве. Новых учеников он так и не дождался, зато получил получил приглашение из Австрии, где проработал 6,5 лет. В Москву ездил только в отпуск.
В 1996 году Давид Александрович переехал в Германию по линии еврейской эмиграции. «Я оказался в Москве не удел, обращаться за помощью не привык. А так как мне предложили все, что мне нужно, я уехал», – объяснил он свое решение.