Снова возвращаемся к вопросу об интенсивности российского футбола в сравнении с европейским. Глава российского Sport Science Евгений Калинин четко сказал, что наша лига уступает многим европейским, хотя и чуть улучшает позиции в последние годы. К сожалению, оценивать интенсивность футбола с высокой точностью пока не получается. Все что мы можем сейчас просчитать – это спринты и ускорения. Но конечно это далеко не все, что можно назвать интенсивностью – в это понятие входят так же и все действия с мячом.
Для развития интенсивности необходимы более интенсивные тренировки. Именно поэтому полузащитник «Аталанты» Алексей Миранчук пожаловался на сложность тренировочной работы под руководством Джан Пьеро Гасперини. По-моему, очевидно, что его тренировки на порядок интенсивнее, чем у тренеров в РПЛ.
– Когда раньше говорили, что после тренировки ты приходишь домой уставший… В России такого не ощущал, если честно. Когда здесь приходишь домой, у тебя реально нет сил. Все свое время посвящаешь восстановлению, – заявил Миранчук на «Матч ТВ».
Даже не говори, что тебе не интересно узнать побольше о жизни Миранчука в Бергамо 🇮🇹
— Матч ТВ (@MatchTV) February 23, 2021
24 и 26 февраля @TimZhur порадует тебя спецрепортажами из Италии. Будет очень много Алексея, закулисье матча «Аталанты» с «Реалом», и, может быть, даже Кокорин 😉 pic.twitter.com/Q7fT7gqZb5
В «Локомотиве» он работал с Марко Николичем, Славеном Биличем, Леонидом Кучуком, Игорем Черевченко, Миодрагом Божовичем и Юрием Семиным. Последний уже прокомментировал его слова, отметив, что это ничего вообще не значит.
– Это не значит, что уровень наших тренировок и футбола ниже, чем в Европе. Просто футболист должен быть готов бороться со всеми сложностями, которые ему встречаются. Как только Алексей окончательно приспособится, он будет чаще играть в основе, – уклончиво ответил на вопрос об интенсивности тренировок Юрий Семин для Sport24.
Допускаю, что легенда «Локомотива» прав. Потому что здесь может быть вопрос ментальности. Российский менталитет не позволяет выкладываться на тренировках точно так же, как на игре. Всегда нужно себя беречь, чтобы не перетрудиться. Такая мысль всегда сидит в головах футболистов.
Европейский менталитет предполагает, что чем сильнее ты трудишься на тренировках, тем больше ты получишь игрового времени. Миранчук ведь не первый, кто пожаловался на усталость после тренировок в европейских командах.
– Пока так устаю, что нет сил общаться после тренировок, – заявил Андрей Аршавин после перехода в «Арсенал».
Александр Головин в «Монако» публично не говорил, что не сталкивался с таким уровнем тренировок, но по моей информации, он действительно оказался не готов к такой интенсивности, понадобилось время на адаптацию.
Точно так же жаловались на усталость после тренировок украинцы, когда уезжали в Европу.
– В «Вест Хэме» интересные и тяжелые тренировки. В Англии скорости другие, в первое время нужно к этому привыкнуть, мыслить быстрее, быстрее работать с мячом, – говорил Андрей Ярмоленко.
– Нужно сердечко второе прикупить. Потому что очень тяжело. Нет такого, что давайте поиграем в «дыр-дырчик», футбольчик в удовольствие – нет такого. Тут дурака не поваляешь на тренировке, – вспоминал первые дни в «Севилье» Евгений Коноплянка.
И это все ведущие игроки российского и украинского футбола. Значит, проблема актуальна не только для России, но даже и для Украины. Хотя там это осознали чуть раньше и стали лучше работать над образовательной системой для специалистов – посмотрите, например, на проект PASS. В данный момент там активно развиты курсы по аналитике и скаутингу, аналогов которым нет в русскоговорящем пространстве – все это при полной поддержке Федерации футбола Украины.
В России тоже необходимо работать над совершенствованием тренерских кадров. Только от тренера зависит, как футболисты будут выкладываться на тренировках. Тренировочный процесс плюс-минус сейчас одинаковый в Европе и в России, но вовлеченность игроков может быть разной. Не случайно Сергей Семак очень рад подписанию Деяна Ловрена – более работоспособного футболиста в «Зените» не было. Когда партнеры видят, как выкладывается на тренировках вице-чемпион мира, то невольно равняются на такого игрока. Но многое еще и зависит от того, сможет ли тренер вовлечь футболистов в тренировку с таким же интересом, как они вовлечены в игру. Отсюда и рождается интенсивность футбола – если ее не будет на тренировках, то откуда ей взяться в матчах чемпионата России или еврокубков, где российские команды сталкиваются с неведомым им уровнем.
К сожалению, вместо того, чтобы публично обсуждать, как сделать российский футбол и подготовку игроков лучше, Юрий Семин отмахивается от прямого вопроса, а генеральный директор Академии тренерского мастерства Андрей Лексаков вообще заявляет, что ни один иностранный специалист не превосходит отечественного ни в чем. По-моему, кто-то тут явно лукавит.
Читайте также
Преимущество Талалаева над Карпиным: особенности российских тренеров