С именем Константина Сарсании связан не только приезд многих известных игроков в российские клубы, но и приглашение Дика Адвоката. Несмотря на то что 43-летний специалист сейчас возглавляет воронежский «Факел», он по-прежнему в курсе тенденций на трансферном рынке. В интервью «Спорту» Сарсания рассказал, почему ему непонятны решения руководства «Анжи», выразил скептическое отношение ко второй сборной, а также предложил повременить с выводами по поводу перехода на систему «осень — весна».
Политика «Анжи» удивляет
— После назначения Юрия Красножана в «Анжи» Герман Ткаченко призналcя, что его компания предлагала руководству махачкалинского клуба другие кандидатуры. Сделанный в итоге выбор говорит о том, что теперь «Анжи» не будет при комплектовании столь плотно сотрудничать с Ткаченко?
— Это зависит от курса, которого клуб станет придерживаться. Но если они сейчас не выбрали креатуру Ткаченко, значит, вполне можно допустить, что и в селекционной политике могут поменять приоритеты.
— Чем оказалась привлекательна кандидатура Красножана?
— На этот вопрос невозможно ответить, не зная стратегии развития клуба. А мне она неизвестна. Могу только сказать, что действия «Анжи» не слишком вяжутся с тем, что клуб анонсировал ранее.
— Что вы имеете в виду?
— Руководство клуба говорило о приобретении звезд и приглашении столь же известного и титулованного тренера из-за рубежа. Почему сейчас принято такое решение, надо спрашивать у них.
— Незнание Красножаном иностранных языков может стать проблемой?
— Может, конечно.
— C точки зрения качества работы или же атмосферы в команде?
— Всегда лучше, когда у наставника полный контакт с игроками. А он возможен лишь в том случае, когда тренер напрямую доносит свои мысли до подопечного. C другой стороны, я же не знаю, кто будет с Красножаном работать. Возможно, его ассистент прекрасно справится со своей ролью помощника-переводчика. Так что пока это все предположения. Для меня же выбор «Анжи» оказался неожиданным. Ни хорошим, ни плохим. Просто неожиданным.
Вторая сборная никому не нужна
— Cовмещение с работой во второй сборной повредит обеим командам Красножана?
— Мне вообще непонятен смысл создания второй сборной. Никакой пользы от нее не вижу.
— Почему?
— Потому что тренерский штаб первой сборной и так просматривает матчи с участием кандидатов в свою команду. И если его вдруг заинтересует какой-то новый футболист, он может с ним поближе познакомиться, приехав на любой матч российского чемпионата. Чем здесь может помочь вторая сборная, проводящая лишь товарищеские матчи по своему отдельному расписанию, я не знаю.
— А если вторая сборная будет играть с более сильными соперниками?
— Все равно смысла в этом нет. Ведь эти команды возглавляют разные тренеры, и если Красножан считает нужным пригласить одного игрока, то Адвокат того же футболиста может вообще не считать соответствующим этому уровню. И наоборот. Я бы еще понял, если бы вторую сборную возглавлял помощник Адвоката. В таком случае можно говорить о преемственности. Главный тренер тогда может сказать ассистенту: «Я пока этих игроков не беру, но ты их вызывай и работай с ними, помогай адаптироваться к нашим требованиям, в ближайшее время они могут понадобиться». А когда у команд разные наставники, каждый со своим вкусом, смысла в этом нет. Это не только мое мнение. Посмотрите, во всем мире есть только национальная сборная и команды младших возрастов. Второй же сборной нигде не существует. Наверное, если бы в этом видели пользу, то где-то бы ее создали.
Имидж России в Европе улучшился
— Перейдем к делам клубным. От кого ждать в ближайшее время особой активности в селекции?
— Я долго ждал этого от «Анжи», но теперь уже и не знаю, что они собираются делать дальше. Вообще, думаю, все команды первой восьмерки приобретут по одному, по два новичка, и, надеюсь, те окажутся хорошего уровня.
— Выход сразу четырех российских команд в весеннюю стадию еврокубков, в том числе двух в Лигу чемпионов, добавит привлекательности предложениям от наших клубов для востребованных мастеров в Европе?
— Переход любого игрока — дело сугубо индивидуальное, где кроется много нюансов. Но в целом, действительно, такой результат положительно скажется на имидже нашего футбола и может послужить дополнительным козырем в переговорах.
— Учитывая вашу занятость в «Факеле», вы теперь только за российскими футболистами успеваете следить?
— Почему? Меня до сих пор просят помочь в комплектовании, недавно вот обращалось «Динамо» по этому поводу. Так что я в курсе не только российского селекционного рынка, но и зарубежного.
Аргентинцам легче играть, бразильцам — привыкать
— Будет ли в ближайшее время российскими клубами отдан приоритет какому-то рынку по географическому принципу?
— Если команды покупают новичка с расчетом, что он их сразу усилит, логично обращать внимание в первую очередь на Европу. Поигравшие там футболисты гораздо быстрее адаптируются к нашим реалиям. В отдельных случаях можно говорить о бразильцах и аргентинцах, но и тем проще выступать у нас после нескольких лет в Европе.
— Вообще есть ли разница в адаптации аргентинцев и бразильцев?
— Есть. И очень заметная. Хотя те же бразильцы тоже бывают разные — смотря из какого региона человек. Но в целом футболисты из этой страны в большей степени ориентированы на отъезд, и потому адаптироваться им проще. С другой стороны, с футбольной точки зрения полегче аргентинцам.
— Интересно...
— Они более привычны к жесткому, прагматичному футболу. Недаром их называют южными немцами.
— Вы работаете с клубом ФНЛ, в прошлом году с ним же трудились во втором дивизионе. Какую пользу этим турнирам принесет переход на «осень — весну»?
— Минусов от этого перехода я пока не увидел. Ведь нынешний сезон только переходный, по большому счету по новой системе мы играть еще не начали. Поэтому для начала надо прочувствовать это на себе изнутри, а потом уже делать выводы.
— Но ведь уже и сейчас понятно, что перерыв между кругами в ФНЛ составит как минимум четыре месяца, во втором дивизионе еще больше. Это разве нормально?
— Согласен, это проблема, когда команда на протяжении такого периода не играет, а только готовится. Но все-таки давайте подождем. Cначала надо попробовать, а потом уже рассуждать, что хорошо, а что желательно скорректировать.