Помните бессмертную фразу таксиста из фильма «Брат-2»? «Были же люди как люди. И вдруг все стали кретинами. Парадокс!» Действительно парадокс, хотя и довольно распространенный. Взять, к примеру, хоккей. Почему некоторые игроки, находящиеся в полном расцвете сил и блиставшие еще год-два назад, вместо того чтобы продолжать прогрессировать или как минимум держать марку, деградируют с поразительной быстротой?
Объяснение тут только одно — психология. Все дело в пресловутой утрате мотивации — быть может, на уровне подсознания. Кто-то считает подписание выгодного контракта очередной ступенькой в длинном пути наверх, а кто-то — вершиной, достигнув которой позволительно слегка расслабиться. Ведь проливать пот и кровь на хоккейной площадке — удовольствие то еще. Особенно на фоне соблазнов богатой жизни.
В Нью-Йорке с развлечениями полный порядок. Город-сказка, город-мечта… Сколько «мотыльков» уже сгорело в огнях мегаполиса! А сколько еще сгорит? Неслучайно многие хорошие хоккеисты, перебравшись в «столицу мира», начинают играть хуже. Здесь зарыта большая проблема одного из самых богатых клубов лиги — «Рейнджерс», давно не знающего больших побед. Звезды, переходя в стан «парней с Бродвея», практически всегда играют хуже, чем в прежних командах. Сказанное относится и к Мариану Габорику, и к Крису Друри, и к Уэйду Реддену. Последний — вообще человек-анекдот. Защитник с зарплатой $6,5 млн расслабился настолько, что уже и в фарм-клубе затерялся. И рады бы «Рейнджеры» его куда-нибудь сплавить, да никто не берет — с таким-то окладом!
Впрочем, неверно считать глупцами и начальство «синерубашечников». Против них работает вышеупомянутый и очень мощный фактор «большого города». Да, у менеджмента «парней с Бродвея» есть несомненный плюс. В сравнении, например, с сереньким рабочим Сент-Луисом заманивать в празднично-неоновый Нью-Йорк никого не нужно. Но, охотно принимая приглашение из Большого яблока, хоккейные (и не только) звезды затем тускнеют на его сияющем небосклоне.
Ситуация с Александром Фроловым — из той же оперы. Не спорю: и Лос-Анджелес, где россиянин провел предыдущие пять сезонов, — веселенький город. Голливудский, как и внешность Александра. В этом он, кстати, похож на наставника «Рейнджерс» Тортореллу. Скажу больше: Фролов вполне мог бы сойти за сына нью-йоркского тренера-диктатора. В Калифорнии российский форвард постепенно сбавлял обороты. 71, 67, 59, 51 — такова убывающая последовательность набранных им очков за четыре последних чемпионата. Короче говоря, смена обстановки, жесткий тренер-«отец», а также понижение зарплаты (с четырех до трех миллионов долларов) должны были встряхнуть нашу медленно угасающую звезду.
Увы, нью-йоркский змий-искуситель перевесил. Где-нибудь в провинции Фролов, возможно, и переосмыслил бы все. А здесь просто некогда. Роман с певицей Началовой, приехавшей в Америку с «гастролями», лишь верхушка айсберга. А сколько еще всяческих вечеринок скрыто под водой…
Самое печальное в этой истории — Фролов винит в происходящем не себя, а тренера. Так, хоккеист признался, что вызвал Тортореллу на разговор с целью узнать, почему наставник урезал его игровое время и отправил в четвертое звено. Хотя всем видевшим матчи с участием «Рейнджерс» очевидно: Фролов, за исключением редких проблесков, играл откровенно плохо. И в том нет ни капли вины Тортореллы (к слову, благодаря Джону раскрылся другой наш «рейнджер» — Анисимов) с его силовой схемой игры. Анисимов, несомненно, еще прибавит и наверняка станет одним из лидеров сборной России в Сочи. А Фролов очень скоро отправится на родину. Если, конечно, не возьмется за ум и не начнет выкладываться по максимуму. Без дураков.