За последние дни я столько слышал от разного рода футбольных и еще чаще околофутбольных людей о появлении летом Бердыева в «Зените», что не могу сейчас вспомнить — кто первый прошептал мне этот слух.
Слух странный и в то же время понятный.
Странный, потому что «Зенит», насколько опять-таки можно верить другим слухам по-прежнему нацелен на иностранный тренерский рынок. Сейчас выхватить кого-то стоящего не просто да и не нужно, а вот летом там временно безработных должно быть хоть отбавляй — как всегда бывает после крупных футбольных турниров.
Понятный — потому что акции Бердыева на внутреннем рынке сейчас резко идут вверх. Подозреваю, что еще чуть-чуть и по популярности он догонит Слуцкого. А если «Ростов» не затрясет и команда финиширует, скажем так, в лидерах…
И вот здесь начинается самое интересное. А действительно, что тогда?
Сейчас обстоятельства расставания Бердыева с «Рубином» потускнели от времени. Зря, истеричная восторженность дня сегодняшнего слишком резко диссонирует с тем, что было годом-другим раньше.
Бердыев был уволен из «Рубина» в декабре 2013-го, через несколько дней после того как стало известно о его приглашении на форум элитных тренеров УЕФА. Такая вот усмешка судьбы: можно становиться чемпионом России, неплохо играть в еврокубках, зарекомендовать себя специалистом по испанским клубам — представителям страны, которая вот уже семь лет безоговорочно диктует моду в мировом футболе, а поехать в Ньон в статусе безработного.
Но это еще полбеды. После того, как Бердыев оказался не нужен «Рубину», он ровно год не мог найти себе работу в России.
Тренер, который сделал заурядный казанский клуб одним из лучших в стране.
Одну, убедительную причину такого простоя не называли. Шептались про слишком тесные связи Бердыева с агентским миром. Говорили о его неподконтрольности клубному руководству.
Год он сидел без дела. Не перешел в скромный турецкий клуб. Не возглавил «Динамо». Чуть позже, уже после того как он спас «Ростов» от вылета в первую лигу, «Спартак» предпочел ему Аленичева.
У меня в голове не укладывается именно это – годовая ненужность Бердыева нашему футболу. И отсутствие потом желающих взять его на работу, этим летом — когда стало ясно, что успехи Бердыева это в первую очередь его собственная заслуга. А то ведь доводилось слышать, что в Казани, с ее широкими возможностями, любой добился бы таких результатов.
В сборной России десять лет не было русского тренера. Пока не появился Слуцкий, во многом спонтанно. Начав работать без контракта и до сих пор не подписав его.
В «Зените» русского тренера, если не считать короткие отрезки с и.о., не было еще дольше. Но «Зенит» — это не РФС, никаких резких решений по тренеру быть не должно.
А летом… Летом может быть все, что угодно.
Может Бердыев сработаться с легионерами? Может.
Может Бердыев выстроить модель на долгие годы? Может.
Может у него быть конфликт с топ-менеджерами если он попытается замкнуть себя на прямом подчинении только одному человеку – Алексею Миллеру? Может.
Может он с «Зенитом» пошуметь в Европе? Может.
Может он возглавить «Зенит»?
А вот здесь я не знаю, что ответить.
В последние годы Питер забирал у Казани многих сильных игроков. Но ни разу не замахнулся на тренера, хотя мог бы.
«Спартак» не выбрал Бердыева из-за его жесткой позиции по игрокам. Это бы обошлось клубу в определенную сумму. Хотя сейчас красно-белым — если трактовать слова Радионова как не только желание продавать, но и покупать – придется сделать именно то, что требовал от возможного работодателя Бердыев.
У «Зенита» такой проблемы нет. Есть другая.
Почему клуб должен предпочесть Бердыева сильному иностранному тренеру?
Я не знаю ответ на этот вопрос.
Хотя на месте руководства клуба я бы даже его не задал.