В конце 2022 года должна быть введена в строй «СКА Арена». Петербург получит самый крупный ледовый дворец в мире: 21,5 тыс человек на спортивных соревнованиях и 23 тыс на концертах.
Первым крупным турниром для «СКА Арены» станет хоккейный чемпионат мира-2023, а до него пройдут несколько тестовых мероприятий. Наверняка, не обойдется без красочной церемонии открытия, куда очень хорошо впишутся номера фигуристов. Новая арена ведь и для них тоже.
Было бы красиво, если бы для зрителей выступили не только нынешние фигуристы (уже дала согласие Елизавета Туктамышева), но и звезды минувших дней. Пусть и с громадных экранов под сводами арены. Например, легендарные Людмила Белоусова и Олег Протопопов. Советская школа парного катания стала сильнейшей в мире в 1964 году, когда ленинградский дуэт триумфально первенствовал на Олимпиаде в Инсбруке. С тех пор отечественные пары доминировали на планете, крайне редко уступая золотые медали соперникам из других стран.
Два мира, две столицы
Сегодня в это невозможно поверить, но Протопопов начал заниматься фигурным катанием в 15 лет, а Белоусова и вовсе в 16, то есть, в том возрасте, когда Алина Загитова выиграла Олимпиаду. Тренировал этот дуэт Игорь Москвин. Да, то было великое противостояние в фигурном катании между Советским Союзом и США, однако этим дело не ограничивалось. Как нередко бывало в то время, возникло и яростное, эмоциональное противостояние между школами двух отечественных столиц. И теперь уже фигурное катание – визитная карточка спортивной России. Хотя в этом виде программы Советский Союз дебютировал довольно поздно, лишь в 1960-м году.
В Скво-Велли столичная супружеская пара Нина и Станислав Жук заняла 6-е место. А питерская семья Людмила Белоусова и Олег Протопопов – 9-е. Поклонники быстренько окрестили ведущую пару Жуками. Так вот, Жуки победили во внутреннем неофициальном первенстве, но совсем не на том уровне, о котором мечтал Станислав Алексеевич, амбициозность которого спустя годы войдет в поговорку во всем мире, когда он станет знаменитым тренером, воспитывающим чемпионов. А пока – далековато от пьедестала. Впрочем, все впереди? Тем более, что все четверо были практически сверстники. Однако нет, Нина и Станислав перешли на тренерскую работу.
А Людмила и Олег под руководством тренера Игоря Москвина покорили мир на Играх-1964 в Инсбруке, о чем, признаться, дома никто и не мечтал, надеялись на медаль, но не победу.
Тренер Станислав Жук успел вырастить конкурентов питерскому дуэту в составе Александра Гаврилова и ... собственной младшей сестры Татьяны. Но какая там конкуренция, Жук-Гаврилов стали лишь пятыми. Это был страшный удар по самолюбию их наставника! В гневе он сменил партнера сестре и появился дуэт Татьяна Жук – Александр Горелик. Тщетно! Наступили эра сказочного по красоте катания дуэта Белоусова-Протопопов.
Изумительные скольжение и пластика, музыкальность, артистизм, выразительность! Их программы о любви доносили понимание этого до каждого зрителя. Петербуржцы были непобедимы 4 года олимпийского цикла на мировых и европейских первенствах. Тогда еще выставляли оценки за артистизм и строгие судьи щедры были на шестерки. Жук-тренер понимал, что в этом компоненте бороться с заклятыми соперниками бессмысленно и предельно для того времени усложнил программы своей пары.
Подъемный кран в помощь на льду
На Играх в Гренобле-1968 Людмила и Олег снова триумфально победили. Татьяна Жук, ставшая к этому времени еще и Шестерневой (вышла замуж за великого советского футболиста, еще и одноклубника по ЦСКА) с Гореликом стали вторыми, но отстали безнадежно. А в питерский дуэт просто влюбилась вся планета. Ветераны, а им за 30, покидать лед не собирались.Людмила и Олег для всего мира стали просто воплощением фигурного катания – тот самый синтез искусства и спорта. Каждое их выступление в произвольной программе – мини-спектакль.
Жук не собирался сдаваться и прекрасно понимал, что состязаться с питерской паре в чистоте скольжения и артистизме – дело безнадежное. Сложность программ – его ставка. Так появился блистательный дуэт Ирина Роднина и Алексей Уланов.
И в 1969-м году – буря сенсаций на чемпионате СССР и, заметьте, в Ленинграде, родном городе Белоусовой и Протопопова. Станислав Жук выставил на лед свою новую надежду: дуэт Роднина и Уланов. Почерк тренера, который будет развиваться долгие годы и станет фирменным: миниатюрная партнерша (152 см!) и сильный атлет, которого остряки назовут «подъемным краном». Темп и невиданная доселе скорость, прыжки, впечатление такое, что партнер раскручивает и бросает хрупкую напарницу чуть ли не к зрителям. Это уже были весомая заявка, но ученики Жука стали лишь третьими.
А победил дуэт будущих великих тренеров Тамара Москвина и Алексей Мишин. Два одиночника (Тамара Братусь – чемпионка СССР, ее партнер – призер), не снискав лавров на международной арене, решили создать пару. И выиграли чемпионат СССР-1969, победив великих земляков. Но уже на первенстве Европы все радикально меняется: триумф Жука, Роднина и Уланов – чемпионы!
Советских фигуристов продали?
К этому времени Протопопову было уже 37, многовато даже по тем временам. Нарастающая сложность программ – веяние времени. Людмиле и Олегу в этом компоненте тягаться с молодыми конкурентами было тяжело. Но тем не менее, на Олимпиаду-1972 года они должны были отправиться третьей советской парой, причем отобрались-то по спортивному принципу, отнюдь не за былые заслуги. Болельщики были уверены: в Саппоро в парном катании весь пьедестал будет советским! Специалисты эту убежденность разделяли.
Но двукратных олимпийских чемпионов в последний момент отцепили и вот как это комментировал много лет спустя Олег Протопопов: «Нас никуда и не думали везти: «бронзу» в парном катании уже пообещали команде ГДР, а за это немцы пообещали поддержать Сергея Четверухина в соревнованиях одиночников, где позиции СССР были послабее. По сути, нас продали, хотя по форме все выглядело вполне прилично».
Обида была тяжелейшей. Но Белоусова и Протопопов продолжали выступать. Очень много гастролировали по миру с показательными номерами, собирая полные залы и получая гонорар… в 53 доллара. На самом-то деле их гонорар за рубежом составлял 10 тыс долларов, но оставшуюся сумму забирал себе организатор гастролей – Госконцерт СССР.
Развязка наступила в 1979-м году. Супружеский дуэт остался в Швейцарии, попросив там политического убежища. На Родине Белоусову и Протопопова назвали предателями. Любые контакты с ними были запрещены. Их лишили всех званий и наград. В общем, и вспоминать не хочется, что подтвердила мне Тамара Москвина, жена тренера звездного дуэта Игоря Борисовича Москвина:
– Вы первыми на чемпионате СССР обыграли непобедимых Людмилу Белоусову и Олега Протопопова. Вы помните свои ощущения в тот момент?
– Мы готовились к той победе. Много и упорно. Маленькими шажочками долго шли к этой цели. Мы даже программу подготовили в несколько ином жанре, чтобы не соревноваться с ними, катаясь в их стиле. Этот прокат многократно был осуществлен в моей голове. И когда все удалось на льду, то я от счастья не прыгала. Скорее было состояние некой опустошенности. Осознание достигнутой цели. Там вообще была сложная гамма чувств и переживаний. Мы все - ученики Игоря Москвина, готовились в его группе. Не секрет, что многому научились у Милы с Олегом. Мы ведь дружили, очень их уважали. Были единой командой одного города, одного тренера.
– В 1979 году Белоусова и Протопопов не вернулись с гастролей в Советский Союз. Время было жесткое. О том, что писала о чемпионах пресса, и вспоминать не хочется. Ваш супруг их тренировал. Ваши ученики Ирина Воробьева и Игорь Лисовский были уже в сборной. Вас основательно трясли? Участь стать невыездной не грозила?
– Сегодня мне не очень хочется поднимать эту тему. Скажу лишь, что лично меня никто не тряс. Я продолжала тренировать и готовить своих учеников. Ну и ездить с ними на международные соревнования.
Белоусова и Протопопов, никогда о Родине не забывавшие, продолжали кататься до глубокой старости, вызывая огромный зрительский интерес, и в 21-м веке начали приезжать в Россию. В 2014-м году они откатались в Сочи во время Олимпиады, когда Олегу было 81 года, а Людмиле – 78!
Они опередили время и могли бы стать мировыми звездами, лидерами планетарного масштаба в балете на льду, в ледовом театре! Они были созданы для искусства! Вот только… льда для них в родном городе не создали, его элементарно не хватало. О собственном театре в городе на Неве они мечтали, но зря обивали пороги.
«Юбилейный» с трудом вмещал в себя фигуристов и хоккеистов, какой уж тут балет на льду! И будь тогда в городе «СКА Арена», сомневаться не приходится – не было бы никакого бегства в Швейцарию. Напротив, Петербург еще тогда бы стал столицей мирового ледового искусства.
Что ж, лучше поздно, чем никогда.