• Алина, расслабься! И поиграй в куклы

    Гневный пост Кирилла Легкова о фигурном катании
    Алина, расслабься! И поиграй в куклы - фото

    Фото: ТАСС

    Алина Загитова выиграла Гран-при России. Все довольны?

    Я тоже очень доволен. Тем более что ничего не имею против Алины Загитовой.

    Она просто не нравится мне как фигуристка.

    Понятно, что всем на этом наплевать, как и мне, по большому счету. Фигурное катание — дело такое, что тут каждый слушает только самого себя. Даже если что-то понимает в тулупах и флипах. Я в них ничего не понимаю. И всегда об этом предупреждал. Поэтому скажу вот о чем.

    В Алине нет обаяния. Она просто круто катается — вот и все. Но мне мало, чтобы человек круто катался, чтобы он мне нравился как фигурист или фигуристка. Да и что значит, круто катается? Михаил Коляда катается еще лучше, чем Алина Загитова. Но он не пользуется такой любовью. Потому что не побеждает. Хотя делает элементы лучше других. На тренировках.

    Да и не в элементах дело. Будь на вас даже три обручальных кольца, как там говорил Гоша, вы все равно не были бы замужем. У вас взгляд незамужней женщины.

    А у Алины Загитовой взгляд фигуристки, которая не получает радости от того, что она делает. Пусть она сделает даже десять вымученных гримас перед телекамерами, скажет, что у нее получилось и что нет, над чем ей еще надо будет работать, и все эти сю-сю-сю и ля-ля-ля, я все равно не поверю в то, что она радуется, когда катается. Она радуется тому, что все хотят, чтобы она побеждала и что ей удается оправдывать эти ожидания. Но бедная девочка. У нее почти отняли детство. Ей еще в куклы играть, как говорил тот киногерой про адвоката. А ей уже: «Давай, Алина! Действуй! Ты можешь! Ты должна!» Ты агрегат, Дуся! Теперь, когда ты выиграла… «Царя! Царя! Шайбу! Шайбу!»

    Да нет в этом никакого геройства. И никакой радости. Сплошное напряжение нервной системы и обнажение амбиций, что не красит маленьких детей. Пусть эти дети лучше показывают нам, как они умеют кататься, делать элементы, радуют нас улыбками — настоящими, а нескособоченными, по заказу. Ибо нет ничего смешнее улыбки девочки, которой не подошла туфелька Золушки.

    Алине подошла туфелька, она «давно» выиграла свою золотую олимпийскую медаль, можно сказать, всего добилась. Но зачем так говорить? Зачем тогда выходить на лед? Зачем выступать? Чтобы дарить нам и самой себе радостные эмоции, побеждать, получать удовольствие? Но что-то не вижу я, чтобы эта 16-летняя девушка получала удовольствие от того, что делает на льду. Вижу, что напряжена, вижу, что «должна» до болезненного румянца, вижу, что все этого очень ждут, что хотят «пересчитать кости» всем остальным на фоне триумфа любимицы… Но какое все это имеет отношение к человеку, которому больше всего нравится выходить на лед и кататься?

     

    Может, я ошибаюсь. Может, Алине нравится соревноваться, для спорта это нормально, наверное, главное. Но вот, когда Мишеля Платини спрашивали, что было самым запоминающимся в его карьере — голы, титулы, достижения, он говорил: да, ребята, бросьте, самым лучшим было то, как я кайфовал, когда выходил и играл в футбол. Точно так же кайфовал, когда выходил на лед и побеждал Алексей Ягудин. Илья Кулик. Артур Дмитриев. Та же Лиза Туктамышева. Оксана Грищук. Олег Платов. Елена Бережная. Катарина Витт. Каролина Костнер. Ладно, не будем углубляться. Я слишком старый, чтобы вас расстраивать.

    А сейчас все это ушло куда-то. Девочку, которой надо победить, сажают в комнату, как героиню известного рассказа, затыкают рот бабочкой как перед закланием, какой-то коллективный «Буффало Билл», образно говоря, готов содрать с нее при всех кожу, лишь бы она победила. Ради этого затевается все. Соперницы превращаются во врагов, зал — в Колизей, сама девочка — в монстра.

    Я понимаю, эти тенденции: чем моложе, тем больше шансов на успех, что в фигурном катании, что в гимнастике, что в другом спорте. Мы не увидим больше ни Нади Команечи, ни Ольги Корбут, ни Светланы Богинской. Будут стуки бедер о перекладины, ступней о помосты, тел о снаряды, все эти умопомрачительные элементы с риском для жизни ради победы.

    Но не надо изображать из себя счастливых спортсменов при этом и тех, кто сильно радуется от того, что его выпускают из темной комнаты в клетку со львами, пусть даже этих львов рядом нет. Они в нас. Просто их мало кто замечает.

    Из фигурного катания я больше люблю показательные выступления. Потому что там можно срывать кофточки. И не бояться, что тебе снизят за это оценку. Там никто ни с кем не воюет. Не корчит страшных гримас, больше присущих детям с «мертвенными» лицами из фильмов ужасов. Там они просто катаются и улыбаются. И как-то не кажется, что у совсем еще молодых людей начнутся после всех этих Олимпиад проблемы с депрессией и потерей веса.

    Война в фигурном катании возможна только одна. Это когда дружки Тони Хардинг фигачат Нэнси Кэрриган перед выступлением арматурой по ноге, а потом, как ни в чем ни бывало, все выходят на лед и соревнуются. Или когда ученик уходит от тренера, и всем от этого плохо. Это больно, но это понятно.

    А когда от Карменситы и других девочек в образах требуют полного подчинения, отнимают у них все, они сначала соглашаются, а потом страдают от этого, понимая, что медаль — не самое главное в жизни, а еще, на дай бой, ходят над пропастью в плане здоровья, это уже не война, а какое-то общее самоистязание в извращенной форме. На потребу публике. А публика — дура, ее не обманешь в этом плане, она будет любить то, что ей подсовывают.

    И в итоге полюбит войну вместо искусства. Пусть даже это фигурное катание.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»