(Фото: РИА «Новости»)
Отец нападающего сборной Финляндии Лео Комарова уже давно живет в стране тысячи озер, однако в разговоре российскую команду то и дело называет «наши». Мы побеседовали с ним на следующий день после поражения подопечных Билялетдинова в четвертьфинале от дружины Суоми.
Система Билялетдинова не сработала
— Конечно, рад победе финской сборной, — говорит Александр. — Все-таки в ней мой ребенок играет.
— Поддерживали сына с трибун?
— Нет, из дома. В Сочи не поехал. Хотел посмотреть Олимпиаду в комфортных условиях. Из дома Игры смотреть интереснее: только каналы переключай — все как на ладони.
— Наверное, матч Россия — Финляндия смотрели, сжимая в руке «кроличью лапку» — на удачу?
— Просто очень переживал. Вообще с Леней общаемся каждый день до и после матчей.
— И какое у него было настроение накануне ответственной игры?
— Сказал, мол, тяжело будет. Они хотели попасть, к примеру, на Словению. Я ему ответил: «Сын, терять нечего. Надо бороться до конца невзирая на соперника. Все люди, и все ошибаются».
— Вы были правы, россияне «споткнулись». В чем причина?
— Отчасти не повезло. Плюс — разные нюансы сыграли свою роль. Мое мнение: надо было сразу Бобровского ставить. Кроме того, на мой взгляд, не сработала система Билялетдинова. Исполнители-то у него хорошие, но они себя не проявили. Тот же Овечкин вообще ничего не показал, хотя классный игрок, забивной. Думаю, ребят неправильно использовали. Защитники нападающим не помогали и так далее. Все дело в неправильной организации игры. Вина за это лежит на тренерах команды.
— Президент ФХР Владислав Третьяк признался, что КХЛ перестала поставлять в сборную сыгранные связки. Ну, такие, например, как были Зарипов — Морозов — Зиновьев. Как думаете, это влияет на результат команды?
— Приехали те же канадцы — они друг друга едва не первый день видят, никогда не играли вместе, и ничего. Или взять сына моего — он сейчас выходит в одном звене с Лехтерей из «Сибири» и Пильстремом из Уфы. Они никогда вместе не выступали. Профессионалы должны играть где угодно и с кем угодно. Конечно, нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что на сборную России оказывалось огромное психологическое давление. Еще турнир не начался, а все уже говорили о финале Россия — Канада. Когда специалисты пытались донести до болельщиков мысль о том, что до финала еще дойти надо, их никто не слышал. А так… Никто из игроков не хочет позориться. Слушал вчера интервью Овечкина — понятно, что он расстроен. Не стоит бросать в наших ребят камни: спорт есть спорт.
— Как думаете, они упали в грязь лицом? На имидже их результат Сочи скажется? Ведь, как известно, хорошее быстро забывается, а вот плохое долго помнят…
— Только тот, кто не разбирается в хоккее, может отвернуться от команды. Ребята не сделали ничего плохого. Просто не сложилось.
— Как в том анекдоте: «Ну не шмогла я, не шмогла». А как, кстати, выглядит на данный момент сборная Финляндии? В чем ее сильные стороны?
— Защитники играют надежно, вратари хорошие. Главное — игра поставлена. Все четко исполняют свои функции. Взять хотя бы моего сына. Ведь в «Динамо» он играет в совершенно другой хоккей. В московской команде он игрок ведущих звеньев — забрасывает шайбы, выходит в большинстве. В сборной Финляндии он появляется только в неравных составах. Играет в сдерживающем звене, оборонительном. К чему все это говорю? К тому, что игроки должны уметь действовать по заданию.
Не было ни одной тройки, которая бы порхала по льду
— Какие шансы у наших питерских соседей, финнов, выйти в финал?
— Они определенно есть. Тем более что теперь им предстоит сыграть с самым принципиальным соперником — со шведами. Для сборной Суоми не так важна игра с россиянами, как с «Тре Крунур». Тем более шведы уже дали пару интервью — дескать, финская команда в этом году «так себе» и шансов у нее нет. Разозлили они ребят прилично. Что ж, посмотрим. На мой взгляд, пока еще шансы есть у всех.
— Как сейчас играет российская команда?
— Совершенно не так, как раньше. При Быкове она демонстрировала более атакующий хоккей. К слову, на нынешнем чемпионате мне больше всего понравилась команда Словении. Она играла, как сборная России в прошлые годы: в открытый, атакующий хоккей. Не скажу, что в игре с финнами россияне ринулись вперед. Наоборот, с первых минут закрылись. Таков стиль Билялетдинова — оборонительный хоккей. Возможно, россиянам надо возвращаться к своей привычной, фирменной игре. У русских много техничных игроков. Например, Тарасенко в «Сент-Луисе» выходит в первых звеньях, где он постоянно атакует, а здесь его поставили в оборонительное звено, да и Ничушкина тоже. Не их это…
Здесь тренер должен был угадать с игроками, распределить роли, но у него снова не получилось. Больше всего бросилось в глаза следующее: во всех матчах, кроме, пожалуй, игры с США, россияне мучились. Не было ни одной тройки, которая бы порхала по льду. Некоторые и вовсе пешком ходили. Индивидуально можно ребят выделить, но в целом…
— Сейчас начали говорить, мол, верните в сборную Быкова. А вы что думаете?
— У Билялетдинова было четыре года на подготовку. Естественно, сейчас надо все проанализировать, разобраться. Но мне кажется, тренер должен принять решение уйти сам.
— Как Ельцин, сказать: «Я устал, я ухожу»?
— Почему нет? Сейчас главное, чтобы Россия играла в свой прежний хоккей. Конечно, в Сочи ребята оступились, и весь мир перемывает им кости. Но я вам скажу, что здесь, в Финляндии, никто не рассчитывал на успех. Более того, считали, что шансов у команды Суоми нет. Русские были однозначными фаворитами.
— Теперь, наоборот, говорят, что «король голый»…
— Просто плохо сыграли, а могли и выиграть. Забросили бы вторую шайбу — глядишь, финны бы и «посыпались».
— Правда, что в Финляндии в каждом городе крытый каток с искусственным льдом?
— Не только в городе, но и в деревне. Хочу еще добавить, что Леню тренировал перед Олимпиадой четыре дня у себя в городе. У них не было предолимпийского сбора. Он катался по два часа утром и вечером. Я ему доставал по четыре — шесть вратарей для тренировок!
Канадцы играют весело
— Быков сказал, что причина неудач россиян кроется в детско-юношеском хоккее. А как обстоят дела с подготовкой игроков в Финляндии?
— Я сам из Петрозаводска и знаю, что на весь город нет ни одного крытого катка.
— Честно говоря, не понимаю, зачем строить так много открытых катков, когда у нас зима один месяц длится…
— В Финляндии полно крытых арен — простеньких, конечно, но они есть едва не в каждом селе. Круглый год можно кататься. Нет в них никаких директоров. Дежурят родители или любители. Есть график определенный — кто и когда убирается. Кого научили на заливочной машине работать, те лед заливают. Здесь никто никого не заставляет заниматься — все добровольно. Правда, и отсеивается много ребят. Так как с каждым годом становится все сложнее выдерживать конкуренцию, ведь хоккей в Финляндии — спорт номер один. Кстати, финны выиграли молодежный чемпионат мира в этом году. Так что поколение подрастает.
— Наверное, и форму ребенку купить можно недорого?
— Порой — буквально за копейки целый комплект. Родители в этих дворцах развешивают на доску объявления о продаже формы. Да и в магазинах она сейчас не такая уж и дорогая.
— После поражения на Олимпиаде в Сочи игроков сборной России как только не называют — «зажиревшими котами» и так далее…
— Как так можно? Знаете, про моего ребенка тоже регулярно пишут гадости. Когда окунешься, почитаешь — такой негатив. Спортсмены — нормальные люди. Никто не хочет проигрывать, позориться. Просто не получилось у сборной России. Сказались давление и волнение. На кого-то повлияла акклиматизация. Взять русскую фигуристку, которая упала. Что, теперь орать на нее? Говорить всегда легко. Ты попробуй сам выйти на лед — наверняка коленочки затрясутся. Игрокам надо сказать спасибо, что Билялетдинов и сделал, зайдя в раздевалку после игры.
— Кто выиграет Олимпиаду?
— Трудно сказать, но мне импонируют канадцы. Все у них четко, слаженно, сбалансированно и легко. Как-то они непринужденно играют. Как Леня говорит — весело.
— Порой в разговоре вы говорите «наша команда», имея в виду российскую сборную…
— Меня многие спрашивают, за кого я болею — за русских или за финнов. Конечно, больше всего меня интересует, как выступает мой сын: какие он ошибки допускает, над чем надо работать. Естественно, болею и за Россию — такой праздник, а они вылетели. Перед игрой Леня позвонил и говорит, мол, опять, папа, против русских играть. Ему нелегко против россиян на лед выходить. Трибуны кричат, а кто-то ему орет: «Предатель». Но он ведь с детства заигран за финнов, и за Россию играть ему нельзя ни при каких раскладах.