Доцент кафедры живописи института имени Репина, преподаватель с более чем 20-летним стажем, художник-монументалист. Анастасия Николаева-Берг могла бы, как обладатель золотой медали Академии художеств, не заметить, что в ее стране проходит чемпионат мира. Не всем людям искусства близок спорт, как и наоборот. Но Анастасия вдруг бросила работу над историческим сюжетом и начала писать портреты футбольных звезд. По ее словам, для художника важно не очерчивать границ. Поэтому ее одинаково привлекают и дипломат Рубенс, баловавшийся творчеством, и «концептуал» Раушенберг, о котором с высоты академика тоже можно было сказать: «Это не наш мир».
И вдруг появился Марадона…
— Футбол — параллельный мир, со мной никак не связанный, — признается Анастасия. — Никогда в его сторону даже не смотрела. Но Петербург — город маленький, в нем все революционеры друг друга знают (смеется). Среди знакомых оказались люди, которые футбол любят и разбираются в нем до мельчайших подробностей, как я, может быть, разбираюсь в рейтинге художников. И вот мне как-то рассказали, что Гуллит, Райкаард и ван Бастен тоже сотворили историю и вошли в легенду.
— Кто рассказал?
— Как ни странно, человек, который занимается компьютерами. У меня широкий круг общения, что помогает в профессии, кстати. Случайно вышли в разговоре на эту легенду про трех голландцев. Я пишу исторические картины, поэтому люблю сюжеты, подсказывающее какое-то произведение. Для меня было открытием, насколько футбол огромен как пласт культуры, для скольких людей он имеет такое значение, что они разбираются, как футболист играет, какую одежду носит, сколько у него детей и какой заработок в час. Я сама увидела, как человек с утра за кофе открывает Интернет и читает про футбол. Это как маяк, как путеводитель в жизни. Для мужчин — некая нереализованная мечта. И когда они наблюдают за футболистами, то, кажется, отождествляют себя с ними и на какой-то момент становятся ими. Это не сумасшествие, а разновидность жизни. Мы ведь все всегда себя с кем-то да сравниваем. Герои нужны. Я даже прочитала, что в Древнем Риме, в период его расцвета, были очень распространены маленькие скульптуры гладиаторов. Археологи их находили и не могли понять, что это. Потом догадались. Эти «солдатики» ведь продавались, пользовались огромным спросом. Существовал рейтинг гладиаторов, которые приравнивались по важности и статусу к актерам или тем же футболистам. Хотя на самом деле это были рабы, сражавшиеся на арене. Мир не меняется. Создана матрица, в ней все повторяется, а изменения лишь зависят от гаджетов (cмеется). Это открытие меня и подтолкнуло к тому, чтобы нарисовать футбол.
— Над каким историческим сюжетом вы работали в тот момент?
— Я сейчас как раз заканчиваю этот труд: «Екатерина II основывает Чесменский дворец». Это тоже некая легенда, что якобы императрица получила известие о победе при Чесме и велела тут же построить дворец. Ну а почему не поддерживать эту легенду? Ехала Екатерина в Царское Село, по дороге, там, где сейчас Московский проспект, гонцы известили о победе. Вот вам импульс… Я спокойно работала, и тут прямо клином вбился футбол.
— Кого первым изобразили?
— Марадону. Портреты — мой конек, чтобы их писать, нужно понимать психологию тех, кого изображаешь. Где искать информацию? В Интернете.
— Что прочитали?
— Я просто посмотрела, как он играл. Нарезки лучших моментов. Марадона — гений, он вне нашего пространства. Таких не повторить. Его авантюризм, сила таланта и привлекли меня. Как знать, не посмотри я это, может, тема в итоге не так меня заинтересовала бы. А так было любопытно: есть ли еще такие же? Или футбол — все же продукт рекламы, денег, упорства? Начала спрашивать, кто на слуху, за кем следят. В итоге большинство из названных изобразила.
Если бы Роналду занимался музыкой…
—Криштиану Роналду вы нарисовали светящимся божеством. Тоже изучили психологию?
— Ну он же везде. И в нарезках, и в рекламе — где угодно. Для меня он и предстал светящимся божеством, не футболистом даже. Но Роналду — продукт времени, бизнеса. Понимает правила игры и должен отдавать то сияние, которое ему велели отдавать. Может, если бы он занимался музыкой, был бы так же успешен (смеется).
— Куда завело вас исследование футбольной темы? Есть что-то, чего вы еще не нарисовали?
— Пока нет. Я прошла некую дистанцию, которая была мне интересна. Кстати, Роналду оказался как раз последним на данный момент. И пока остановилась. Все, что хотела, выполнила. Наверное, справилась. В целом эти портреты — не тот формат, в котором я работаю. По большому счету — формальная живопись, не классические портреты. Скорее плакаты, написанные художником. Новая область искусства, которая немного помогла мне посмотреть на себя под другим ракурсом. Развиваться надо векторно, не смотреть вперед, как в трубу. Это все равно даст результат и, может, даже импульс для дальнейшего творчества.
— Вы бы хотели, чтобы Роналду или Марадона увидели ваши работы?
— Безумно. Это была бы мечта. И, думаю, им тоже было бы интересно посмотреть, как их видят со стороны. Потому что бюст Роналду, который поставили в аэропорту его родного города, это уже феномен со знаком минус (смеется). Столько мемов видела про этот памятник, получила удовольствие. Жаль, что выходят такие вещи. Роналду, кажется, тоже не понравилось. Свобода искусства тоже имеет некий предел.
— Какой отклик ваш интерес к футболу, выраженный в искусстве, нашел у ваших коллег?
— Из коллег этого еще никто не видел. Зато есть знакомые, те самые, что любят футбол и строятся в очередь, ждут, что подарю (смеется).
— Почему коллеги не видели?
— Я прячу работы. Готовлю сюрприз. Писались-то эти работы года два, не считала нужным ничего афишировать. Думаю, вызвала бы только удивление. По большому счету сейчас все равно, кто что скажет, потому что я соревнуюсь сама с собой, а не с ними.
— Во время чемпионата мира продолжите знакомство с футболом?
— Мне было бы интересно находиться внутри этого события вместе с моими картинами. Потому что моя серия работ — взгляд со стороны, теперь хочется понаблюдать нюансы, которые потом пригодятся. Я считаю важным изображать то, что пережил или увидел.
В тему
С работами Анастасии Николаевой-Берг можно познакомиться в Государственной академической Капелле Санкт-Петербурга, посетив экспозицию «Футбол как Искусство», которая работает до 15 июня. После этой даты выставка переезжает в Большой Гостиный Двор в музей футбола, открытый при содействии Russia Unites. Также планируется открытие экспозиции в Metropolis Gallery с 7 по 15 июля. Гостей ждут тот самый Диего Марадона, «золотой мальчик» Криштиану Роналду и его вечный антипод Лео Месси, Неймар, Поль Погба, «хулиган» Златан Ибрахимович и множество других удивительных работ петербургских авторов на футбольную тему.