Президент федерации лыжных гонок России Елена Вяльбе высказалась по поводу положительного допинг-теста норвежской лыжницы Марит Бьорген.
«Я немного в шоке от этих новостей. Всегда считала и буду считать Бьорген великой спортсменкой, но у меня есть серьезные вопросы к людям, которые решают, что и при каких условиях считать допингом, а также какие наказания за это следует давать», - цитирует Вяльбе «Dailyskier».
В своей автобиографии Марит Бьорген рассказала, что на чемпионате мира 2017 года она сдала положительный допинг-тест. После победы в марафоне выяснилось, что у спортсменки в мочи обнаружились следы 19-норандростерона – запрещенного вещества, признанного в спорте допингом. Бьорген заявила, что препарат она не употребляла, а следы появились из-за высокой концентрации препарата Primolut-N, который она использовала для изменения менструального цикла. У Бьорген не отняли четыре золотые медали, которые она завоевала на чемпионате.
Скандалы с допингом у норвежских спортсменов не редкость. Такой препарат, как Венталин и сальбутамол, входит в список запрещенных веществ, но не для астматиков. В малом количестве эти препараты не влияют на физическую подготовку или выносливость, однако в большом количестве действуют как анаболические стероиды.
В 2016 году норвежский лыжник-астматик Мартин Сундбю был обвинен в использование допинга, так как превысил норму употребления сальбутомола в 2-3 раза за 2 часа до гонок. Однако международная федерация лыжных видов спорта заявила, что из-за нечеткой формулировки правил употребления обвинения с Сундбю спадают.
В том же 2016 году разразился еще один скандал с норвежскими лыжниками. Спортсменка Тереза Йохауг сдала положительный допинг-тест, после чего было выявлено, что допинг был в бальзаме для губ. Ойхауг заявила, что не знала о допинге, а бальзам ей дал врач сборной Норвегии.
После того, как эта история распространилась, один шведский журналист из издания NWT критично высказался не только о Йохауг, но и о большинстве норвежских лыжников, где почти каждый астматик имеет золотые медали. Через некоторое время после публикации статьи ему пришло письмо на норвежском языке, гласящее: «Тебе стоит опасаться поездок в Норвегию – там тебя застрелят.»
Список разрешенных препаратов, которые в большом количество имеют анаболический эффект, в Норвегии гораздо шире, чем в России, благодаря чему спортсменов, попавшихся на превышенном употреблении препаратов, могут оправдать со словами «Ну, правила употребления были нечеткими, кто ж знал-то?», в том момент, когда РУСАДА и ВАДА дисквалифицируют всех российских спортсменов, у кого в анализах был хотя бы намек на допинг.