Вице-президент Союза конькобежцев России, олимпийская чемпионка и депутат Госдумы Светлана Журова в беседе с корреспондентом «Спорта День за Днем» поделилась мнением относительно вердикта Спортивного арбитражного суда (CAS) отменить решение Международного олимпийского комитета (МОК) о пожизненной дисквалификации 39 российских спортсменов и позволить 28 из них принять участие в Олимпиаде ─ 2018. Она отметила, что решение суда было последовательным.
─ Тот факт, что 28 российских спортсменов оправдали в CAS ─ это победа?
─ Это не то, что победа. Это борьба за справедливость. Суд подробно рассматривал каждое дело. Знаю, как были допрошены и спортсмены, и другие представители, которые вызывались в суд. В отличие от комиссии Макларена, они принимали решение по-другому. Старались узнать мнение не только одного человека ─ информатора, но и других людей. Когда они сопоставили эти показания и увидели этих людей в лицо, то у них возникли сомнения в объективности решения, которое вынесла комиссия Макларена. (Ричард Макларен ─ канадский профессор права, составивший доклад по расследованию показаний экс-главы московской антидопинговой лаборатории Григория Родченкова. ─ «Спорт День за Днем».) Это последовательное решение. В предыдущих случаях, когда случались какие-то манипуляции с баночками, это не имело отношение к спортсменам. То есть суд выносил решение, что наказаны должны быть те, кто это сделал, но никак не сам спортсмен. Он выполнил все требования по сдаче допинг-пробы, а то, что они разбились в лаборатории, их кто-то арестовал, их поцарапали или потеряли, – это не проблема спортсмена. В предыдущие годы по таким делам он всегда был оправдан. Суд действует последовательно. Мы ждали этого решения, потому что, если бы по нашим спортсменам было вынесено иное решение, это был бы странный прецедент.
─ Тем не менее, 11 россиянам оставили дисквалификацию в силе. Они пропустят Олимпийские игры ─ 2018. Стало быть, они все-таки принимали допинг?
─ Мне сложно сказать, я не участвую в процессе. Не знаю, как аргументируется это решение суда. Но заметьте, пожизненную дисквалификацию с них сняли и не допустили только до Олимпиады в Южной Корее.
─ 28 оправданных спортсменов точно смогут принять участие в Олимпийских играх в Пхенчхане, или МОК еще может не допустить их?
─ Может. Но надо понимать, были ли они в первоначальных списках нашего Олимпийского комитета на участие в Играх. Если они были там, то МОК должен по этим спортсменам принять положительное решение, раз CAS их оправдал. Если они не были там, то это практически невозможно. Это будет выглядеть странно. Я так понимаю, эти спортсмены включены в этот список, ведь они участвовали во всех квалификационных соревнованиях и выполняли олимпийские нормативы. Это значит, что спортсмены готовились к Олимпиаде и были в списках. Тогда МОК должен специально собраться и принять решение по этому вопросу. Напомню, по Юлии Ефимовой перед Рио-2016 так все и случилось.
─ Вам известно, почему по трем нашим биатлонисткам ─ Ольге Зайцевой, Ольге Вилухиной и Яне Романовой ─ слушания были отложены?
─ Пока мне неизвестно. Многие спортсмены приезжали на слушания лично. Не знаю, были ли они на суде. Практически все, кого оправдали, приезжали на слушания и выступали. Может быть, биатлонисток хотят еще раз допросить или суду не хватает информации, нужно провести дополнительное расследование и опросить других свидетелей.