В рамках расследования катастрофы самолета Як-42 в Ярославле был выполнен первый полет, имитировавший действия пилотов. Как сообщают в Межгосударственном авиационном комитете (МАК), эксперимент проводился без воздействия на самолет дополнительной тормозящей силы. Однако уже на втором этапе расследования пилотам предстоит сделать невозможное: самолет придется разгонять буквально на тормозах. Вчера в ходе начавшихся в ЛИИ им. М.М. Громова летных исследований, проводимых в рамках расследования катастрофы Як-42, в которой погибла хоккейная команда «Локомотив», был выполнен первый полет.
«После посадки самолета специалисты приступили к первоначальной обработке зафиксированных данных средств объективного контроля для сравнения испытательного и аварийного полетов», — говорится в сообщении Межгосударственного авиационного комитета.
Ранее сообщалось, что в ходе натурного эксперимента планируется выполнить штатный взлет с повторением действий экипажа в аварийном полете, но без создания дополнительной тормозящей силы. Таким образом, на первом относительно простом этапе пилоты просто подняли машину в воздух.
Второй этап, как признаются сами испытатели, будет непростым даже для них, поскольку подобных манипуляций никому и никогда еще производить не доводилось: самолет придется разгонять буквально на тормозах.
Как пишет газета «Коммерсант», участники эксперимента, одному из летчиков, «яковлевцу», поручено увеличивать режим работы двигателей, разгоняя машину на полосе и одновременно поднимать руль высоты, чтобы задрать вверх ее нос. В это же время его напарник из ЛИИ будет сдерживать разгон самолета и вынуждать его клевать носом вниз с помощью тормозной педали.
Сложность предстоящей задачи заключается в том, что два летчика должны с точностью до долей секунды определить момент прекращения эксперимента и начать совместное экстренное торможение.
В настоящий момент среди предположений о причинах катастрофы, по сути, осталось одно — о том, что нормальному взлету препятствовало торможение, предпринятое одним из летчиков уже после старта, пишет «Ъ».
«Пилот, как говорят расследователи, даже не тормозил в прямом смысле этого слова, а, скорее всего, неосознанно притормаживал, положив ногу на соответствующую педаль, возможно, приняв ее за расположенную рядом жесткую опору для ступни», — отмечает издание.
В частности, специалисты считают, что Як-42 набирал скорость в штатном режиме, однако тормозное усилие на колесах шасси заставило самолет «клевать носом», не позволяя летчикам задрать его вверх для взлета. В результате пилотам пришлось переложить руль высоты на кабрирование и резко потянуть штурвал на себя, поэтому лайнер оторвался от земли лишь через 500 м после конца ВПП.
Когда Як-42 все-таки взлетел, перетянутый штурвал мгновенно дал о себе знать: самолет не недобрал, как сообщалось ранее, а «перебрал» высоту при взлете и свалился в штопор. Если эксперимент подтвердит, что причиной катастрофы стало дополнительное торможение во время разгона лайнера, виновниками трагедии признают пилотов.