В очередном выпуске блога «Редакция» на YouTube известный журналист Алексей Пивоваров изучил тему российского футбола, как он устроен, как на нем зарабатывают. Герои выпуска – певец Баста, инвестировавший в клуб СКА из Ростова-на-Дону, бизнесмен Павел Морозов, а также бывший футболист, теперь известный видеоблогер Евгений Савин.
Баста рассказал, что «Ростову» необходимо 65 млн рублей для существования. Город и область вносят 15 млн. Также проект финансирует корпорация «Ростех». Баста рад, что СКА поддерживает государственная компания.
«Я сам налогоплательщик и, если беру государственные деньги, отвечаю за них перед компанией, клубом и болельщиками, показываю каждую копейку», – рассуждает он. Распилы и воровство при таком подходе невозможны.
Бизнесмен Павел Морозов занимается металлоломом, владеет командой «Акрон», которая идет на первом месте в зоне ПФЛ «Урал-Поволжье». Он считает, что частный футбол и частный спорт в России никому не нужны. Они, наоборот, служат доказательством неэффективности нечастных клубов.
«Частный футбол показывает, что с меньшим бюджетом можно решать более амбициозные задачи», – объясняет Морозов.
Пример – за те годы, что Академию Коноплева финансирует государство, у нее нет хороших выпускников. Когда в Академию вкладывались Юрий Коноплев и Роман Абрамович, из ее стен вышли Алан Дзагоев, Роман Зобнин, Илья Кутепов и другие. Морозов хотел вложиться в школу Коноплева в Тольятти, однако местные чиновники не захотели, чтобы бизнесмен контролировал еще и бюджет. Вывод: российским бизнесменам, которые любят футбол и хотят его развивать, выгоднее покупать клубы в других странах, где им скажут спасибо и не будут чинить препятствий.
«Бюджетные бабки в футболе – стопроцентное зло», – сказал автору видеоблога Евгений Савин.
Он объяснил, как существуют в России клубы с господдержкой. На балансе обычно ничего нет. Стадион и база принадлежат городу. Есть только юрлицо, в которое вливаются бабки. Постепенно копятся долги, совершаются непонятные трансферы, все на этом зарабатывают. Потом клуб банкротится, на его месте создается новый с бюджетными деньгами.
Как пример не очень эффективного управления Евгений Савин привел эпизод из беседы с гендиректором «Зенита» Александром Медведевым.
– Я говорю: «Вы взяли Маркизио с зарплатой 7 миллионов евро в год». Он отвечает: «Зато заиграл Оздоев». То есть, он купил диван, а заиграл стул.