Международный гроссмейстер, экс чемпион мира-1999 Александр Халифман в разговоре с корреспондентом «Спорта День за Днем» поделился ожиданиями в преддверии решающего отрезка матча за мировую шахматную корону между норвежским чемпионом мира Магнусом Карлсеном и российским претендентом Сергеем Карякиным. Вчера вничью завершилась 12-я партия их поединка, завтра состоится тай-брейк, по итогом которого и решится судьба шахматной короны.
─ Вас не удивило, что последняя 12-я партия, где Карлсен играл белыми, завершилась уже на 30-м ходе?
─ В этой партии от него многое зависело, потому что он играл белыми. Карлсен не захотел идти ва-банк и ставить все в этой партии, решив, что будет использовать быстрый контроль на несколько партий. Это решение относительно предсказывалось, я не думал, что все в этом матче пройдет быстро и легко. Ничью в 12-й партии я предвидел.
─ Можно ли говорить, что Карлсен недооценил своего соперника?
─ Скорее переоценил себя. Ощущение собственного величия у него очень серьезное, не будем говорить, что это не обосновано, потому что результаты у Карлсена выдающиеся. Но на него стоит только посмотреть со стороны и сразу станет видно: если обычный человек по улице просто идет, то Карлсен себя несет. Он постоянно находится под грузом своего величия, оно не придумано – Карлсен действительно лучший шахматист. Но в данном случае груз собственного величия сыграл с ним злую шутку – такое впечатление, что Карлсен изначально считал, и дело не в Карякине, что у такого великого мастера, как он, соперников в шахматном мире быть не может. Но выяснилось, что такой соперник есть, и как минимум один. Сергей это давление психологически очень хорошо выдержал, выдержал все, что писалось в газетах о безоговорочной победе Карлсена, и теперь нас ждет интересная развязка.
─ Карлсен вчера извинился за слишком короткую партию (40 минут). Стоило ли это вообще делать? Как к такому относятся в шахматном мире?
─ Там такое извинение было… Достаточно косвенное. Его мотивы я уже объяснил, я их понимаю, представляю, что Карлсен примерно ощущал в тот момент. В решении свернуть борьбу в одной партии, чтобы не рисковать всем, есть логика. Теперь им предстоит сыграть четыре партии в быстрые шахматы.
─ У кого больше шансов в блице: Карлсена или Карякина?
─ Карлсен по-прежнему является фаворитом, но таким, легким фаворитом. В отличие от того, что пишут букмекеры, считаю, что их шансы довольно близки – почти 50 на 50.
─ Что на тай-брейке будет самым важным? Это же другие шахматы…
─ Сначала им предстоит сыграть четыре партии с контролем по 25 минут на партию, что ближе к классическим шахматам, чем к блицу. Ведь блиц – это когда даются пять минут на партию. В блице больше играют рефлексы, рука, а при контроле в 25 минут голова играет роль далеко не меньшую. Самое главное в тай-брейке – кто играет в шахматы сильнее, насколько ты умеешь себя под контролем и насколько у тебя крепкая нервная система. Фундаментальная сила игры в шахматы, безусловно, на стороне Карлсена, а крепость нервной системы и бойцовские качества – тут небольшое преимущество у Карякина.
─ За каждой партией Карякина и Карлсена следят представители 217 стран, что является абсолютным рекордом. С чем вы связываете такой интерес?
─ Шахматы – замечательная игра, которая себя далеко не исчерпала. В плане шахмат итоги их матча будут разбираться после, а в плане пиара команды Карякина и Карлсена поработали очень неплохо, раскрутили этот поединок как следует. Хотя некоторые партии и были немного скучными, с точки зрения напряженный борьбы и непредсказуемости этот матч себя оправдал полностью.