Турнирная таблица и казанский «Ак Барс» – едва ли не самый яркий диссонанс сезона КХЛ. Ярче он был разве что у «Авангарда», шмякнувшегося на дно конференции в середине сентября. 1 ноября «Ак Барс» проиграл дома ЦСКА со счетом 2:3 и продлил черную полосу – всего две победы в 11 матчах. Вопросов к работе Олега Знарка, главного тренера «Ак Барса», все больше.
Ученики Береснева
Вторую в истории казанскую дрим-тим обсуждали по-всякому. Пеняли на ошибки в комплектовании команды, искали конфликты внутри коллектива, косились на вратарей, указывали на профпригодность Олега Знарка и его тренерского штаба. Но, кажется, проглядели главное: у Знарка нет в ассистентах Харийса Витолиньша, с которым он ковал свои главные победы на льду.
Тандем Знарок/Витолиньш зародился еще 16 лет назад в сборной Латвии. Оба тогда только-только завершили игровую карьеру и помогали Леониду Бересневу в национальной команде как молодые специалисты.
Более цепкий Знарок, который, к тому же, постарше, быстрее сориентировался что к чему и уже через два года вез латвийцев на чемпионат мира в качестве главного. Его помощником был Витолиньш.
Это был московский ЧМ-2007, где Латвия стала 13-й. А через год, на ЧМ-2008, латыши едва не обыграли финнов и немцев, остановившись в одном балле от четвертьфинала. Собственно, после того турнира тандем «ЗВ» получил первое назначение в КХЛ – ХК МВД.
Чемпионское делегирование
Стиль работы этой тренерской связки был очевиден – «злой/добрый полицейский». Есть буйный Знарок, который, если что-то не нравится, может не только наорать, но и окучить клюшкой. Есть интеллигентный Витолиньш, которому не откажешь, когда он предварительно и понял тебя, и простил, и на все ошибки спокойно указал, и на смену выпустил. И дело тут не только в эмоциональной составляющей. Знарок – это жирные штрихи тренерской мысли, мотивация, настрой. Витолиньш – тонкие настройки, гибкость ума, вариативность тактик, вдумчивость и хитрость.
Тренерский штаб сборной России на Олимпийских играх 2018 года
За полтора десятка лет такое делегирование полномочий доказало свою продуктивность. Прежде чем выиграть два Кубка Гагарина с московским «Динамо» и один – со СКА, тандем Знарок/Витолиньш сенсационно выводил в финал плей-офф КХЛ, прямо скажем, серый по уровню исполнительского мастерства ХК МВД, что в чем-то даже более сильная заслуга.
На международной арене Знарок и Витолиньш вместе собрали полный комплект медалей ЧМ, взяли «золото» Олимпиады, достойно отработали на Кубке Мира в 2016-м. Но в этот раз, когда Знарок собрался за своим четвертым Кубком Гагарина, Витолиньш помочь ему не смог. С 2021 года Харийс возглавляет сборную Латвии. Федерация хоккея этой страны категорически запретила ему работать в российских клубах.
Умеют ли побеждать ассистенты?
Замену привычному ассистенту Знарок попытался найти в своих бывших подопечных по «Динамо». Александр Бойков был одним из самых бесстрашных защитников той команды, Юрий Бабенко – ее многолетним капитаном. Оба не первый год в тренерском деле, но опытными тренерами и (что главное в случае «Ак Барса») умеющими побеждать, их не назвать. Год назад оба работали в «Витязе»: Бабенко – главным, Бойков – его ассистентом. Сезон неплохо укомплектованная подмосковная команда завершила десятой на Западе. И, кстати, как и сейчас «Ак Барс», самыми провальными у нее были два первых месяца.
Тренерские пути Витолиньша со Знарком расходились нечасто, но такое случалось. В 2014 году, после провальной домашней Олимпиады Олег Валерьевич был брошен из московского «Динамо» на амбразуру спасения чести сборной. Тогда Знарку пришлось уйти из клуба, оставив его на Витолиньша. «Динамо», которое все опасались, как голодного питбуля, начало слабеть. Зато консолидация тандема спустя два года в Петербурге обернулась вторым в истории СКА Кубком Гагарина и первым за 26 лет золотом Олимпиады для сборной. А уже после, когда специалисты попали в опалу, и Знарок на год взял самоотвод, Витолиньш половину сезона отработал в «Давосе». Там он в одиночку тоже успехов не добился.
Временно виновный Радулов
В нервных поисках крайнего в казанском фиаско «Ак Барсу» явно недостает невозмутимого мудреца. Бабенко, которого, судя по всему, брали в том числе на эту роль, не справляется. А попытки загасить разгоревшееся пламя тряпками за неимением огнетушителя пока результатов не дает.
На риск руководство казанского клуба шло не только, когда спустя 17 лет после провала первой дрим-тим решило формировать вторую, но и когда доверило команды Олегу Знарку без Харийса Витолиньша, которые полтора десятка лет были не разлей вода. Мы, конечно, не узнаем, что говорил Знарок на весенних собеседованиях с боссами «Ак Барса», что обещал, но, кажется, отрубив пару пальцев, сразу требовать от человека каллиграфического почерка нелепо. Он может, конечно, снова научится писать красиво, но, когда это будет, и будет ли – вопрос.
Пока же «Ак Барс» с платежкой свыше 850 млн рублей, элитным подбором хоккеистов и титулованным тренером – шестой на Востоке. Временно исполняющим функции виновного накануне встречи с «Нефтехимиком» назначен Александр Радулов с окладом 80 млн рублей за сезон. Кто будет следующим – узнаем, надо полагать, скоро.
Фото: EPA/VOSTOCK-Photo; vk.com/hcakbars