• Журналист Акико Тамура: Евгения Медведева — самая большая кукла в русской матрешке!

    Почему японцы сходят с ума по Юдзуру Ханю и Евгении Медведевой?
    Журналист Акико Тамура: Евгения Медведева — самая большая кукла в русской матрешке! - фото

    Фото: РИА «Новости»

    После завершения этапа Гран-при ISU в Москве самый известный японский журналист — эксперт по фигурному катанию Акико Тамура в интервью пресс-центру ЦСКА рассказала о том, почему японцы сходят с ума по Юдзуру Ханю с Евгенией Медведевой и как подружиться с Татьяной Анатольевной Тарасовой.

    Чтобы поговорить со звездой японской спортивной журналистики, пришлось встать в очередь за фигуристками Вакабой Хигути и Каролиной Костер, которых Акико попросила остаться после итоговой пресс-конференции. Даже призеры только что завершившихся соревнований знают, что что эксклюзив для Акико — это обязательный элемент программы. Тамура — журналист-фрилансер, пишет статьи для нескольких спортивных изданий в Японии и США. Фигурное катание освещает и освящает с 1993 года.

    3000 долларов за Ханю

    — Сколько японских журналистов приехали вместе с вами на этап Гран-при в Москву?
    — Точно не скажу. На турнире Atumn Classic International в Монреале (20-23 сентября), где выступал Юдзуру Ханю, работали более 50 представителей японских СМИ. Думаю, в Москву приехали гораздо больше — около 70 журналистов. человек. Более того, больше тысячи фанатов Ханю приехали в Москву из Японии. Они ездят за Ханю и другими японскими фигуристами по всему миру организованными турами. Стоит такое удовольствие недешево: за перелет из Токио в Москву и обратно, проживание в гостинице в течение трех дней и билеты на соревнования приходится заплатить около 3000 долларов.

    — Ханю, завоевавший «золото» в Сочи-2014, — первый олимпийский чемпион в мужском одиночном катании из Японии. Но его популярности в Японии позавидует любой другой олимпийский чемпион…
    — Важно, что после своего триумфа он не сделал перерыв в карьере, как, например, Мао Асада, которая пропустила сезон после неудачи на Играх в Сочи-2014. Ханю продолжил выступать, был постоянно на виду у публики. Кроме того, с ним всегда получаются очень интересные интервью, как, кстати, и с Евгенией Медведевой. Они оба очень харизматичные спортсмены. Единственное, в олимпийском сезоне Ханю не дает эксклюзивы, потому что сконцентрирован на тренировках и соревнованиях. Отвечает на вопросы прессы только в микст-зонах после выступлений и на пресс-конференциях.

    Не надо забывать, что большинство японских девушек смотрят аниме, поэтому им нравятся… я бы не сказала «женственные», скажем, чувственные мужчины с очень твердым внутренним стержнем. И Ханю полностью подходит под это описание. У европейских девушек такой идеал красоты.

     

    — Евгения Медведева популярна в Японии, потому что тоже вписывается в местные стандарты красоты?
    — Идеально! Да и она сама смотрит японские аниме, любит японскую культуру. Японцы влюбились в нее после исполнения показательного номера «Сейлор Мун» на коммерческом турнире Dreams On Ice в июле 2016 года.

    Все началось с женщин

    — У вас есть объяснение такой популярности фигурного катания в Японии?
    — Это произошло не за один день. Интерес рос постепенно. Все началось с женского одиночного катания. Впервые внимание публики привлекла победа Мидори Ито на чемпионате мира 1989 года, но переломным моментом стало первое в истории Японии олимпийское золото — его завоевала Сидзука Аракава на Играх в Турине в 2006 году. Потом появилась великолепная Мао Асада, которая в 15 лет в своем дебютном сезоне среди взрослых победила на тот момент уже серебряного призера зимних Игр в Солт-Лейк-Сити Ирину Слуцкую в финале Гран-при 2005 года. С 2010 года, после бронзовой медали Дайсукэ Такахаси на Играх в Ванкувере, внимание болельщиков переключилось на мужское одиночное катание. А затем зажглась звезда Ханю. Его победа в Сочи-2014 поставила фигурное катание по популярности в Японии в один ряд с футболом и бейсболом.

    — В России с футболом конкурирует женское одиночное фигурное катание.
    — О да, российские девочки — это что-то! Мы, японцы, говорим, что российские фигуристки похожи на матрешку, а самая большая из них — это Медведева.

    — У России три квоты в женском одиночном катании на Игры в Пхенчхан-2018. Назовите две русские «матрешки» поменьше, которые, на ваш взгляд, могут вместе с Медведевой поехать в Южную Корею.
    — Одна из них — действующая чемпионка мира среди юниоров Алина Загитова. По поводу третьей «матрешки» сказать сложно. Надо посмотреть на Анну Погорилую, сумела ли она восстановиться после трагедии в произвольной программе на последнем чемпионате мира.

    — А Елена Радионова и Мария Сотскова?
    — Радионова неплохо выступила на этапе Гран-при в Москве, но я отдаю предпочтение Сотсковой: она еще моложе Радионовой, ей нечего терять.

    Татьяна Тарасова — мой идеал

    — Можете назвать лучшее выступление на льду, которое вы видели за 24 года журналистской карьеры?
    — Это было на чемпионате мира 2001 года в Ванкувере, где я работала в качестве фотографа. Тогда свою первую победу в мужском одиночном катании одержал 19-летний Евгений Плющенко. Его главный соперник Алексей Ягудни по итогам квалификации сенсационно стал пятым. Когда на следующий день он исполнял короткую программу под «Революционный этюд» композитора Фредерика Шопена, я лицом почувствовала жар, исходивший от катка. Это был сверхъестественный прокат, пусть Ягудин на том турнире занял только второе место.

    — Ягудин тренировался у Алексея Мишина, затем у Татьяны Тарасовой. Вы часто делали с ними интервью?
    — С Тарасовой — чаще. Первый раз в 2000 году в тренировочном лагере в Лейк-Плэсиде. Тогда журналистов, освещавших фигурное катание, было не так много, поэтому было проще установить со спортсменами и тренерами личные контакты. С тех пор мы дружим. Тамара Москвина часто давала мне очень ценные комментарии. Елена Чайковская и Алексей Мишин всегда были приветливы со мной.

    — Сейчас важные российские тренеры неохотно идут на контакт с журналистами.
    — Может быть, мне повезло, что я не русская? (Смеется.)

    — Что вам запомнилось из общения с Тарасовой?
    — Она рассказывала мне историю о том, как в 19 лет получила травму, из-за чего ей пришлось завязать со спортивной карьерой и перейти на тренерскую работу. Я спросила: «Как вы решились стать тренером в таком юном возрасте?» Она ответила, что если ты к чему-то сильно стремишься, ты этого обязательно добьешься. То же самое она всегда говорила своим ученикам. Тарасова — это идеал не только для спортсменов и тренеров. Для меня — она идеал.

    Москва

    Личное дело

    Акико Тамура. Пишущий журналист японских изданий Asahi Ronza Web, Sports Graphic Number, Ice Jewels. Вела англоязычную колонку на сайте International Figure Skating (IFS). Сотрудничает с Федерацией конькобежного спорта Японии (JSF).

    Написала шесть книг об истории развития фигурного катания на Олимпийских играх. Общий тираж — около 300 тысяч экземпляров.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»