Автор «Спорта День за Днем» анализирует итоги летне-осенней стадии сезона в исполнении «Зенита» с помощью неизвестных ранее фактов. Почему Манчини перевел Шатова на позицию правого защитника в матче с «Ахматом»? Зачем Сергей Фурсенко посещал «Газпром»-академию «Зенита» и что необходимо сделать для того, чтобы отыграть восемь очков у «Локомотива»?
Что в команде?
Роберто Манчини работает с командой с июля, но уже выиграл групповой этап Лиги Европы и занимает второе место в чемпионате России. В союзные времена на построение команды отводилось три года. Сейчас тренерское время спрессовано сильнее, но и пять месяцев — не повод подвергать наставника анафеме. Манчини — сильный менеджер и хороший тренер. И не мастер застывших догм. Вспомните, какой восторг вызывало его внимание к мельчайшим тактическим нюансам! Игроков не водили по полю за руку ни Спаллетти (если только в самом начале), ни Виллаш-Боаш, ни Луческу. Отсюда и результат: линии «Зенита» были стройны, зазоры минимальны, маневры синхронны. Да и отрабатывались они столь же тщательно, как на авиационном симуляторе. В августе — сентябре «Зениту» не было равных в коллективном отборе, высоком прессинге, скорости перехода из обороны в атаку и интенсивности работы крайних защитников. «Зенит» показал образцовый футбол в матчах первого круга со «Спартаком», «Ахматом» и «Реал Сосьедад». И это в первую очередь заслуга Манчини, как бы его противникам ни хотелось утверждать обратное.
Но потом все изменилось. 7 октября в 19.30 в московской больнице остановилось сердце спортивного директора «Зенита» Константина Сарсании. Опытнейший функционер и один из самых уважаемых людей отечественного футбола не только вел все внутрироссийские трансферы «Зенита», но и создавал атмосферу — виртуальную, но едва ли не ключевую для любого спортивного коллектива субстанцию. Например, при Сарсании было невозможно вообразить, чтобы футболисты питались на базе в три очереди. С уходом Константина Сергеевича зенитовский дом осиротел и уже не мог стать прежним. Ни в интерьере, ни в экстерьере. Ни, как следствие, в игре. Да, соперники вынуждали «Зенит» действовать в позиционном нападении, что у команды пока явно не получается. Подбор исполнителей, философия главного тренера, функциональный спад — все это лишь усугубило ситуацию. Но контролировать мяч с продвижением и агрессией умеют две команды в мире — «Барселона» и «Манчестер Сити». «Зениту» в этом направлении предстоит проделать очень большой путь.
Вернемся к осенним событиям. Рестайлинг, задуманный в «Зените» его высшим руководством, был заточен под тандем Фурсенко — Сарсания. Но после трагической смерти спортивного директора стал сбоить весь механизм. Исчерпывающую характеристику в СМС-сообщении дал один из футболистов «Зенита»: «В целом все нормально. Но немного грустно». В двух предложениях оказался аккумулирован весь спектр человеческих ощущений: тревога, сомнения, надежда, оптимизм. Футболисты — люди с повышенным эмоциональным фоном, всем сердцем переживающие за результат. И они неспроста стали меньше улыбаться и шутить, растворившись в осеннем сплине. При этом шум, поднятый в московской прессе о дисбалансе в коллективе и набегах футболистов на рестораны быстрого питания, не отражал истинного положения дел. «Зенит» даже после фиаско в матчах с «Арсеналом» и «Спартаком» продолжал жить полноценной жизнью.
— В команде хорошая, комфортная атмосфера, — говорил после поражения от «Спартака» Эмилиано Ригони, — небольшая тоска после неудачи в Москве прошла, мы вернулись в рабочее состояние.
И это утверждал футболист, вошедший в игру со «Спартаком» со скамейки запасных. На секундочку, лучший на тот момент бомбардир Лиги Европы, забивший накануне фантастический мяч в ворота «Вардара»! Заметьте, Ригони не высказал и толики недовольства из-за непопадания в стартовый состав. Важнейший момент.
Но команда — живой организм, в котором невозможна вечная идиллия. Роль главного тренера заключается не только в ведении тренировочного процесса, но и в грамотном ведении медиации. Золотой «Зенит»-1984 рассыпался после того, как Павел Садырин взял на себя функции распределителя материальных благ. Юрий Морозов собственноручно разрушил бронзовый «Зенит» введением инородных тел. Лучано Спаллетти обжегся на отношениях с русским костяком, Манчини недооценил роль пятой колонны. Как мне рассказывали, к Дзюбе итальянский специалист предвзято отнесся еще на первом сборе, а с Шатовым не смог найти общий язык уже по ходу сезона. На мой взгляд, в Грозном Манчини допустил грубую ошибку, раскритиковав игрока на послематчевой пресс-конференции. Обратная замена — сугубо тренерский вопрос, но публичная, жесткая реакция на игру футболиста выходит за рамки корпоративной этики. При этом к ведению игры с «Ахматом» к Манчини нет никаких претензий: Шатова перевели на правый фланг после неожиданной замены левого линейного футболиста «Ахмата» Заурбека Плиева на Милада Мохаммади (Галактионову показалось, что Плиев почувствовал недомогание, хотя сам защитник был готов продолжить игру). Главный тренер «Зенита» рассчитывал, что Шатов и Кузяев справа «сделают разницу» за счет симбиоза мобильности и техничности, поскольку иранец не силен в оборонительных действиях. Но просчитался: Шатов оказался не только физически не готов к роли крайнего защитника, но и в целом попал на чужую свадьбу. Давно известно, что 27-летний полузащитник любит принимать мяч в ноги, а не открываться на свободное пространство.
С Дзюбой произошла аналогичная история, о которой рассуждает экс капитан «Зенита», обладатель Кубка России Алексей Игонин:
— Сначала мы сетовали на то, что Дзюбе не дают игрового времени. Затем говорили, что ему надо срочно уехать. Потом то ли нам, то ли ему запудрили мозги и сказали, что он находится в неплохой форме и должен играть. В итоге Дзюба вновь вернулся на скамейку запасных с еще более туманными перспективами.
Лучший бомбардир «Зенита» двух последних сезонов за полгода не мог разучиться играть в футбол. Дело в последовательности решений: нужен игрок с определенными характеристиками — используй его. Нет — прямо укажи на дверь. На мой взгляд, было гораздо честнее расстаться с Дзюбой в летнее трансферное окно. Или осенью создать для него условия справедливой конкуренции. Имеет ли Манчини право принимать неочевидные для болельщиков и специалистов кадровые решения? Безусловно — он и только он отвечает за результат. Был ли обязан главный тренер изучить набор качеств всех своих подопечных за пять месяцев и, исходя из этого, строить отношения с ними? Риторический вопрос.
Манчини ни разу не высказался и о перспективах Виктора Файзулина. 31-летний полузащитник второй год мужественно борется с последствиями пяти (!) сложнейших операций на колене и не оставляет надежд вернуться в футбол. Информация о состоянии здоровья Файзулина крайне скудная. «Бегаю, потихоньку восстанавливаюсь, нога выздоравливает», — вот что удалось узнать от первого лица. Возможно, пригласить Файзулина на зимние сборы (не исключено, последние в зенитовской карьере — летом 2018 года у него заканчивается контракт) было бы делом чести для Манчини.
Что в академии?
Недавно Сергей Фурсенко инспектировал «Газпром»-академию «Зенита». Президенту и председателю правления клуба показали искусственные поля, манеж, главный стадион и другие объекты инфраструктуры.
— Пока я не очень доволен работой зенитовской академии, потому что в «Зените» немного наших выпускников, хотя мы лидируем в РФПЛ по количеству воспитанников, прошедших нашу школу, — сказал Фурсенко в недавнем интервью «Спорту День за Днем». — Тем не менее мы работаем над ситуацией, уделяем внимание воспитанию следующего поколения. Сейчас мы занимаемся реструктуризацией академии, в течение полугода она начнет работать на полную мощность — мы сможем содержать в интернате около 300 воспитанников. Упор делается как на воспитание тех, кто будет жить в интернате, так и на занятия с питерскими ребятами.
Подвижки в этом вопросе действительно есть: создан видеоаналитический отдел, работающий исключительно на академию, тренеры проходят стажировки в ведущих клубах мира, большее количество ребят вызывается в различные юношеские сборные страны. После ЧМ-2018 «Зенит»-м и «Зенит»-2 будут играть на натуральном поле спорткомплекса на улице Верности, задействованного в качестве тренировочной площадки Санкт-Петербурга. Но пока главная команда подпитки изнутри по-прежнему не получает. Капленко и Карпов, эпизодически появляющиеся на поле, — лишь исключение, подтверждающее правило. Спаллетти Ионову и Канунникову доверял больше.
В команде Анатолия Давыдова немало талантливых ребят: Мусаев, Кизеев, Каккоев, Лесовой, Крапухин. Анатолий Викторович прилагает колоссальные усилия, чтобы довести до ребят принципы ведения игры. Получается не всегда, хотя в некоторых матчах (дома с «Факелом» и «Балтикой») молодые зенитовцы показали футбол весьма высокого качества. Но, увы, «Зенит»-2 до сих пор не одержал ни одной гостевой победы и после двадцати пяти туров занимает третье место с конца турнирной таблицы. Впрочем, в клубе не скрывают, что гипотетический вылет из ФНЛ не станет для молодой команды спортивной трагедией: набираться опыта можно и во втором дивизионе. Главная задача «Зенита»-2, как рассказывал Анатолий Давыдов, — воспитание подрастающего поколения. С этим команда потихоньку справляется. На зимние сборы Манчини планирует взять несколько молодых футболистов. Шанс у ребят будет, а уж как они им распорядятся — зависит только от них.
Увы, принципиально воздерживается от интервью некогда предельно открытый старший тренер «Зенита»-м Александр Горшков. Рассказать обладатель Кубка УЕФА в составе «Зенита» мог бы многое! Комплектование, прогресс Кирилла Котова и воспитанника СДЮСШОР «Зенит» Никиты Гойло, напоминающего фактурой и манерой игры Андрея Лунева (пять пропущенных мячей в поединке с «Ахматом»-м — несчастный случай), работа нового медицинского штаба — все это крайне интересно. В первенстве молодежных составов клубов премьер-лиги «Зенит»-м пока идет шестым, набрав столько же очков, сколько резервисты «Локомотива» и «Рубина». И очень жаль, что в прошлом году «Зенит» Луческу не пустил молодую команду в юношескую Лигу чемпионов. Вот где была бы настоящая проверка на прочность!
Что в клубе?
Клуб с приходом Сергея Фурсенко сделал много хороших и правильных вещей. «Зенит» стал безоговорочным лидером чемпионата России по посещаемости домашних матчей. Суперсовременный, комфортный стадион — важное, но не единственное условие качественного скачка зрительского интереса. Разнообразный «Фан-Променад», качественное питание, торговые точки с разнообразной атрибутикой — все это организовал именно «Зенит». Прав Фурсенко, утверждая в том же самом интервью:
— У болельщика из Петербурга должна появиться привычка ходить на «Зенит». На стадионе «Санкт-Петербург» существенно поменялся контингент болельщиков. Порядка сорока процентов зрителей — это женщины и дети. Болельщики стали посещать стадион семьями.
Согласитесь, это то, о чем многие мечтали всего несколько лет назад, сидя на неуютных трибунах продуваемого всеми балтийскими ветрами «Петровского»!
Хорошо было организовано празднование десятилетия чемпионства 2007 года.
— Чемпионы передали эстафету составу 2017 года. «Зенит» будет чемпионом. «Зенит» — чемпион! — сказал тогда Фурсенко. Рад, что в клубе прислушиваются к мнению журналистов — наше издание неоднократно говорило о необходимости чтить традиции прошлого. Приглашение в Санкт-Петербург Ширла и Чонтофальского, Крижанца и Аршавина — благородный, достойный самого искреннего уважения шаг «Зенита». Не за горами торжества по случаю десятилетия завоевания Кубка УЕФА, на которых хотелось бы видеть Текке (турецкий форвард получил российскую визу и был готов прилететь в Петербург 19 ноября, но не был отпущен руководством своего нынешнего клуба), Денисова, Ким Донг Чжина и тех же Аршавина с Зыряновым. Кстати, ветеран «Зенита», 5 октября отметивший сорокалетний юбилей, после окончания текущего сезона завершает свою уникальную карьеру. Красивые, трогательные проводы на стадионе «Санкт-Петербург» — самое малое, что клуб может сделать для этого футболиста. И думать об организации этого мероприятия надо уже сегодня.
Клуб стоит на пороге очередных революционных перемен. После ухода ближайшего соратника Сарсании Александра Бокия заново формируется селекционный отдел. Это не просто кадровые перемены. Изменение вектора. Фурсенко не скрывает, что советник спортивного директора «Зенита» по общим вопросам Вячеслав Малафеев получил карт-бланш на работу на российском трансферном рынке. Это значит, что совсем скоро в «Зените» появятся известные отечественные футболисты, с которыми Малафеев за годы безупречной карьеры наладил крепкие личные контакты. На мой взгляд, должен быть больше задействован в практической работе Владислав Радимов, функционал которого необходимо расширить с малопонятного «координатора команд ’’Зенита’’». Анвер Конеев, трудившийся в «Смене» с 2002 года и пять раз входивший в десятку лучших тренеров Санкт-Петербурга, успешно работает с молодежным составом петербургского «Динамо». Опыт ушедшего из клуба экс главного врача команды Михаила Гришина, отработавшего в «Зените» более двадцати лет, тоже должен быть востребован. На мой взгляд, сейчас все неравнодушные к «Зениту» люди должны быть призваны под ружье. Восемь очков отставания от «Локомотива» (а кто сказал, что «Зенит» не способен выиграть в Москве со счетом 4:0?) — не бездна. Сделать работу над ошибками, консолидировать силы, усердно потрудиться на сборах, использовать богатейшие внутренние резервы и сохранить комфортный микроклимат в коллективе — вот рецепт успешного выступления «Зенита» весной будущего года.
Использованы фото: ФК «Зенит»; «Спорт День за Днем» (Игорь Озерский)