«Зенит» символ города-героя. В военном еще 1944 году клуб из Ленинграда выиграл Кубок СССР. И естественно, зенитовцы в полной мере героически проявили себя на фронтах Великой Отечественной. Удивительно, но после тяжелейших ранений они сумели стать футболистами высокого класса.
Тренер, профессор, основатель
Карьеру футболиста Николая Люкшинова прервала война. Николай Михайлович всю Великую Отечественную прошел в составе 276-го артиллерийского пулеметного батальона. Майор Люкшинов награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны 2-й степени, орденом Почета; медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией».
Уже в 1946-м Николай Михайлович начал преподавать на кафедре спортивных игр Института физкультуры. Тогда, впрочем, недолго. В 1947 году Люкшинов становится тренером «Зенита». Главным тренером флагмана питерского футбола он стал позже, в 1954-м.
А затем он возвращается в Инфизкульт, давно ставший для него родным домом. В 1963-м организовал и возглавил там кафедру футбола и хоккея и проработал в должности заведующего кафедрой до 1989 года. Кафедру футбола и хоккея (так она называлась поначалу) в Институте (ныне Университете) физической культуры и спорта имени Петра Францевича Лесгафта в 1963 году создал и возглавил Николай Михайлович Люкшинов. Это был прорыв по тем временам.
Люкшинова называли олицетворением питерского футбола, его легендой, профессором спорта… Люкшинов удивительным образом сочетал в себе талант тренера, ученого и организатора. Роль науки в спорте он понял очень давно, опередив большинство современников.
Учитель и ученики
Его учениками были и Юрий Морозов, и Герман Зонин, и Павел Садырин. Этот перечень можно продолжать долго. Люкшинов защитил диссертацию, читал лекции, написал множество статей. Он создал комплексно-научную группу, оказывавшую своими методическими разработками огромную помощь питерским командам мастеров. Кому как не опытному футболисту и тренеру Николаю Люкшинову знать, что именно наставники команд жаждут получить от ученых. Ведь профессор университета стал еще и заслуженным тренером России.
Имя Люкшинова было тесно связано со ставшим для него родным вузом в течение 67 лет уникальный случай! Первые награды чемпионата страны в истории «Зенита» связаны с именем Юрия Андреевича Морозова, тренера-новатора. Но ведь Морозов никогда не скрывал, сколь многим обязан он Люкшинову, как велика роль Николая Михайловича в формировании его футбольного, тренерского мировоззрения.
Пройдет время, и «Зенит» впервые в своей истории станет чемпионом СССР. К победе команду приведет тренер Павел Федорович Садырин ученик Люкшинова и его последователь. Высочайший профессионализм Люкшинова был известен всей стране. Много лет он входил в тренерский совет Федерации футбола Советского Союза. Люкшинов немало
поспособствовал профессиональному росту и становлению нескольких поколений тренеров не только города на Неве, но и СССР.
Достаточно сказать, что в 1972 году ворошиловградская «Заря» первой из нестоличных клубов стала чемпионом Советского Союза. А привел ее к этому триумфу ленинградский тренер, ученик Николая Михайловича Герман Зонин.
Герман Семенович потом работал с «Зенитом» и многого с ним добился, помогал Люкшинову в научной и педагогической деятельности.
Кавалер Ордена Славы
Знаменитый футболист ленинградского «Зенита» Лазарь Кравец родился в Москве, о чем не многие болельщики сегодня помнят. На невские берега он переехал в возрасте трех лет.
Спустя восемь дней после того, как юный Лазарь Кравец отметил свое 16-летие, грянула Великая Отечественная война. А вскоре началась и блокада Ленинграда. В 17 лет он пошел в военкомат. Поначалу ему отказывали преждевременно, мал еще. Спортивная фигура добровольца сыграла свою роль.
Как вспоминал впоследствии Кравец, военкомат он брал измором. Как бы ни была сложна ситуация на фронтах Великой Отечественной, но Лазарю не было 18 лет, а инструкции тогда соблюдались. Кравец был настойчив и крепок. Он умудрялся заниматься боксом даже в блокаду. Голодный был, есть постоянно хотелось, организм-то растущий, но как-то тренировался.
Он не очень охотно рассказывал о себе. Молодые питерские журналисты в перерывах футбольных матчей в Питере и по их завершении брали его «по методу Кравеца» измором.
Фото: Зенит Ленинград/FC Zenit Leningrad Fan pictures
А на фронте Лазарь Исаакович попал туда, куда и отбирали специально зарекомендовавших себя спортсменов в войсковую разведку. В самое, что называется, пекло, да ведь он к этому и стремился. Ему долго везло ни одного ранения. Кравец ходил за «языками», врывался вместе со своими разведчиками во вражеские окопы и… больше полутора лет словно заколдованный! А затем тяжелое ранение в руку, перебит нерв. Вердикт врачей: жить парень будет, руку придется ампутировать, инвалидность без права работать.
О занятиях спортом никто и думать не мог. Кроме тренированного солдата Лазаря Кравеца. Руку он уговорил хирурга сохранить. Спасти ее удалось, вот только она «не слушалась», была бесчувственна. Нерв…
Поначалу раненый Кравец уговаривал доктора обойтись без ампутации и добился своего. Затем настала очередь женщины-хирурга, которую Лазарь Исаакович тепло вспоминал всю жизнь и о которой охотно рассказывал на трибунах питерских стадионов. «Твоя судьба в твоих руках», сказала она. У Кравеца действовала только одна. Доктор сурово добавила: «Тренироваться, тренироваться и еще раз тренироваться! Только так ты сможешь разработать руку!».
Кравец увеличил нагрузки, начал еще больше тренироваться. И… начал играть за ленинградский «Спартак»! А играл Лазарь
Кравец так, что в первый же свой спартаковский сезон получил приглашение в «Зенит». Так в команде появился КАВАЛЕР ОРДЕНА СЛАВЫ!
За главную команду нашего города Лазарь Кравец отыграл десять сезонов, закончил в 1956 году, ему шел 32-й год. О том, что после ранения врачи «выдали» ему безнадежную инвалидность, уже и вспоминать было неудобно. А окончательно повесив бутсы на гвоздь, со спортом не расстался, стал тренером.