Новость о том, что «Зенит» вошел в топ-20 самых посещаемых клубов мира, опередив ПСЖ, мадридский «Атлетико», «Бока Хуниорс», «Рому», «Челси», не удивила. Стадион «Санкт-Петербург», вмещающий свыше 67 тысяч зрителей и оборудованный крышей, позволяет петербургскому клубу собирать на трибунах солидную аудиторию в любое время года. На первых семи официальных матчах нынешнего сезона (без учета последней игры с «Краснодаром») на нем побывали 342870 болельщиков. Средняя посещаемость одной игры — 48981 зритель.
Согласно сайту Transfermarkt, «Зенит» занимает 17-е место в Европе и 19-е место в мире по посещаемости домашних матчей. Возглавляют рейтинг на этом отрезке сезона дортмундская «Боруссия» (средняя посещаемость — 76906), мюнхенская «Бавария» (74000), «Манчестер Юнайтед» (71107)», «Барселона» (70356) и другие клубы, имеющие вместительные арены. Например, иранский «Эстегляль», чья арена способна собрать свыше 78 тысяч зрителей. Дело, впрочем, не только в количестве посадочных мест. Нужно еще уметь заманить болельщиков на стадион, создать для них условия. В Питере научились с этим справляться.
Все уже привыкли к тому, что стадион «Санкт-Петербург» — это не просто футбол, но и всевозможные активности для болельщиков, начиная со вкусной еды и заканчивая различными мероприятиями с участием звезд спорта, шоу-бизнеса, розыгрышами призов. Посещать арену на Крестовском острове модно — как когда-то модно стало ходить на матчи хоккейного СКА в Ледовый. Правда, футбол и хоккей нельзя сравнивать. Ледовый у станции метро, игры чаще, билеты дешевле. Визит на «Санкт-Петербург» — настоящий «поход», наподобие поездки мушкетеров «на воды в Форш». Нужно постараться, чтобы он принес удовольствие.
Не все помнят, но, когда только строили стадион, многие сомневались, будет ли он заполняться на матчах «Зенита». Всерьез рассматривался вариант проведения некоторых матчей на «Петровском», вмещающем 21,5 тысячи зрителей. Но уже в первый сезон работы новая арена позволила «Зениту» установить рекорд по средней и суммарной посещаемости домашних матчей в истории чемпионатов России. На последней игре чемпионата-2017/18 со «СКА-Хабаровском» чествовали миллионного болельщика «Зенита», посетившего арену, ему подарили автомобиль.
В новом сезоне болельщик снова спешит в Приморский парк. И не только за тем, чтобы посмотреть домашние матчи с участием «Зенита». Теперь на большом экране демонстрируют и гостевые игры, о которых рассказывают лучшие комментаторы страны. С учетом товарищеской встречи с «Кайратом» и четырех фан-зон «Смотри+ Арена» общая посещаемость главной арены города достигла 396392 зрителей. «Спартак» в рейтинге — на 47-м месте (33251), «Краснодар» — на 59-м (30372), «Ростов» — на 62-м (30218), ЦСКА — на 127-м (21157).
Прекрасные сервисы, возможность посмотреть футбол в комфортной обстановке, удобная система продажи билетов и абонементов, транспортная доступность — главное, что привлекает зрителей на арену. В этом смысле «Зенит» приблизился к лучшим западным образцам, задает моду. Болельщиков даже не смущает, что в команде нет питерских воспитанников, не считая вратаря Михаила Кержакова, вышедшего на кубковый матч в Астрахани. Фигура тренера Сергея Семака, пришедшего на смену иностранцам, разумеется, вызывает интерес. Ну и не будем забывать, что команда — лидер чемпионата России, участвует в групповом турнире Лиги Европы, демонстрирует привлекательный футбол.
Забота о зрителях, поддержка с их стороны позволили «Зениту» собрать больше болельщиков, чем собирают на трибунах «Ювентус», «Атлетико», ПСЖ, «Рейнджерс», «Аякс». И это на второй сезон. Впереди — зима. Но это не препятствие, учитывая возможности главной арены Питера, «держать» рекорды посещаемости и устанавливать новые.