«Зенит» провалил «главный матч осени». Команда из последних семи дуэлей чемпионата выиграла всего одну, потерпев три поражения. Забила при этом три гола, если не считать пяти, проведенных в ворота растерявшегося «Тосно». Конкуренты, казавшиеся, далеко, теперь близко. Роберто Манчини выпустил из рук руль? Заехал не туда? Сломалась машина?
Дыра в центре поля, ротация, метания
«Зенит» играет в последнее время плохо. Даже можно сказать, очень плохо, кто бы что бы ни говорил про «лучший матч чемпионата», состоявшийся на «Открытие Арене». После пяти минут этой игры было ясно, что у Манчини, празднующего День рождения, нет никакого победного плана. Смотреть на игру «Зенита» было стыдно. «Спартак», наоборот, был подготовлен к сопернику. Он разделил зенитовцев на две части — оборону и атаку. Делал, что хотел. У «Спартака» были на поле полузащитники, у «Зенита» их не было.
Об этом речь велась с начала сезона. Главный вопрос, который поднимался, — кто будет вести игру «Зенита» — по сей день без ответа. Леандро Паредес может отдавать пасы. Матиас Краневиттер может отдавать пасы. Они оба могут. Но нужны люди, которые совмещались и дополняли бы друг друга. Особенно в центре поля. У «Зенита» два аргентинца сливаются в одно. Такое впечатление, что они не успевают ни в оборону, ни в атаку. В итоге конструкция рушится. Такая расстановка игроков вкупе с действиями соперников, старающихся ее разрушить, высвечивает слабости «Зенита», а не подчеркивает достоинства его игроков. Что толку от того, что Юрий Жирков умеет прорываться по флангу, Далер Кузяев проделывает большой объем черновой работы, Дмитрий Полоз может дать пас, а форвард Александр Кокорин замкнуть передачу, если все это не скреплено хорошими игроками (или их действиями) в центре поля? В середине у «Зенита» — дыра. Никакие задумки не работают, никакие умения игроков не спасают.
Манчини до сих пор не определился со стартовым составом. На пятый месяц работы. Конечно, для команды, которая играет на два фронта (из Кубка России «Зенит» позорно вылетел), не может быть основного состава. Какие-то изменения всегда нужны. Но у Манчини меняется все и всегда. Бранислав Иванович играет то в центре, то на краю. Миха Мевля то играет, то не играет. То же касается Юрия Жиркова, впервые вышедшего в стартовом составе со «Спартаком». Александр Ерохин, наоборот, до этого выходивший всегда, в понедельник присел на лавку. От чего зависит, играет Дмитрий Полоз или нет? Какая позиция у Александра Кокорина? Где лучше чувствует себя Кузяев? Коррективы должны вноситься так, чтобы не страдала командная игра. Как произошло с выходом Александра Самедова у того же «Спартака» в матче с «Зенитом». Человек не играл, вышел, сделал результат, отправился на замену. Все остальные у «Спартака» оказались на своих местах. Они знали, как играть.
И такую непредсказуемость в игре «Зенита» мы наблюдаем во всем. Кажется, Манчини складывает, складывает кубики, а они не складываются в домик. Говорить о том, что «Зенит» доминирует и сравнивать себя с Владимиром Путиным можно сколько угодно, но, кто же воспримет это всерьез? В «Нашей Russia» Славик и Димон тоже говорили: «Мы типа доминируем, братан», и это выглядело гораздо смешнее.
Яма, реформы, атмосфера
Ясно, что Манчини заехал в яму — может, свою первую в России. О степени ее глубины и возможностях тренера выбраться, можно будет говорить несколько позже. Лучано Спаллетти, соотечественник Манчини, помнится, говорил, что проиграть – не самое страшное, важно правильно отреагировать на проигрыш. «Зенит» уступает, если говорить про игру, несколько раз подряд, никаких выводов не делается. Верное слово нашел Валерий Рейнгольд, ветеран «Спартака». Он сказал, что «Зенит» играет «натужно». До этого Рейнгольд говорил про то, что петербургский клуб провел «безобразную» селекцию. Было это еще летом, когда команда Манчини поднималась на рынке акций, все ей было в охотку, игроки испытывали радость-ответственность-чувство долга от того, что им дается шанс проявить себя и заслужить доверие тренера. Сейчас «Зенит» именно тужится, из раза в раз. Это говорит о том, что есть какая проблема, помимо той, что не удается забить, как объсняет Мистер. Надо хотеть забить и знать, как это сделать. Таких знаний у зенитовцев как раз не видно. Когда не получается из раза в раз, пропадает желание. Посмотрите, как трусил по полю Краневиттер, когда «Спартак» забивал второй гол. Это же плевок в лицо болельщиков и в тренера. Человек вышел играть решающий матч года пешком. Это от отсутствия мастерства и опыта?
Летом «Зенит» пережил грандиозную кадровую революцию. По масштабности и стремительности сравнимую с той, столетие который мы давеча дружно отмечали в каждой семье. Пришли не просто новый тренер, его многочисленные ассистенты и новые игроки. Вся клубная структура подверглась реформам. «Зенит» взяли на штыки президент, помощники, спортивный директор, его заместители (к слову, иностранные, среди них одна женщина и она далеко не зубной техник, но играет не последнюю роль в иерархии), поменяли администрацию, врачей, поваров и так далее. Ко всему приходится привыкать заново. И тем, кто был в команде, и тем, кто в нее пришел. И сама команда так быстро не создается. Тем более, когда обновляется больше чем наполовину. К тому же не забывайте про Константина Сарсанию. Который играл для игроков едва ли не самую большую роль из всех, кто работает в клубе. Сейчас можно говорить не о том, что что-то делается правильно или неправильно (это покажут итоги сезона), а о том, что ситуация, сложившая в «Зените», не способствует успешным выступлениям команды. На этом этапе. Все настроение написано на лицах игроков, которые не только не могут порой объясниться друг с другом, но даже не улыбаются. Не бьются друг за друга. Они в команде. Но команды нет.
Почему так происходит, должны разбираться ее руководители. Они, не стоит сомневаться, разбираются. Результаты увидим.