• «Зенит» — это взлет после падений, «Зенит» — ты у Питера один

    16.11.10 17:00

    «Зенит» — это взлет после падений, «Зенит» — ты у Питера один - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Автор: Спорт день за днём

    В конце 1960-х шестидесятники окончательно расстались с иллюзиями, в чем я — на тот момент отнюдь не лучший ученик очень средней питерской школы — убедился, подслушивая разговоры родителей с приходившими к ним в гости друзьями.

    Нева не вышла из берегов

    Зимой 1967 года о революции, тем не менее, в колыбели трех революций те же люди говорили с теплом и благодарностью.

    «Зенит» финишировал в чемпионате СССР последним. Отлично помню свои страшные детские-недетские переживания. Верил до последнего…

    Единственная фронда в том стареньком советском телевидении — кумир спортивного Питера Виктор Набутов. Вот он и рассказывал, как просил у футбольного руководства страны не лишать колыбель трех революций в год 50-летия главной из них любимой команды в высшей лиге, а оно (руководство) язвило: «А что, если «Зенит» не оставить, Нева из берегов выйдет?»

    «А вы, когда «Локомотив» оставляли, опасались, что Москва-река из берегов выйдет?», — отвечал никогда не лезший в карман за словом Виктор Сергеевич.

    Решение принимало руководство, но не футбольное, куда выше. Юбилей революции спас «Зенит».

    По высшему счету

    10 ноября 2010 года тяжкая обида душила переполненный «Петровский». В тот день «Зенит», по общему мнению, должен был досрочно стать чемпионом, но не стал. ЦСКА, соперник принципиальный, уступили ему дома, но об этом речь на трибунах не велась — только о несостоявшемся празднике!

    Самое интересное: в тот день в скором чемпионстве «Зенита» никто не усомнился, даже Леонид Слуцкий, о чем и поведал на пресс-конференции.

    Можно было только позавидовать молодому поколению питерских болельщиков: у них не было 1967-го и тех многочисленных лет, когда для того, чтобы начать мечтать о медалях, нужно было разгорячиться до такого состояния, в котором могли и не пустить на трибуну стадиона имени Кирова.

    И той великой чемпионской команде 1980-х мы всегда будем благодарны за порыв, за мечту, за праздники, что она дарила.

    «Зенит»-84 и все его футболисты — давно уже легенда, герои прекрасной, светлой сказки. Потому что победили вопреки.

    Не было в клубной инфраструктуре (даже с поправкой на время) ничего чемпионского, ничего для побед.

    Прошли годы, и нам подавай ДОСРОЧНУЮ, за три тура до финиша.

    Таков сегодня клуб. Такова команда. И болельщик соответствует. Аппетит приходит во время еды.

    «Кубок УЕФА наш «Зенит» возьмет…» Пели. А верили? «Я хочу иметь ребенка от Володи Казаченка», — тоже ведь скандировали искренне, а у Владимира Александровича единственный сын Антон так единственным и остался.

     

    Неактуально сегодня про Кубок УЕФА в будущем времени.

    Про победу в Лиге чемпионов не поют. Обсуждают активно и вполне серьезно. Это даже не мечта. В мечте есть что-то от фантазии, она заведомо кажется немного нереальной.

    Тут — иное дело. Болельщицкий наказ. Болельщик — он умный и согласен потерпеть. Но недолго, не очень долго.

    Вот о таком о «Зените», о таких разговорах на трибунах мы в прошлом веке и мечтать не смели.

    «Зенит», от которого ждут (требуют!) досрочного чемпионства, европейских успехов, ставший базовой командой сборной (раньше-то — один игрок в главной команде страны не каждое десятилетие), — по-моему, главное свершение клуба, может, и большее, чем золотые медали.

    Портрет с чемпионом

    За 1984 годом последовал провал 1985-го, и иначе в тех условиях и быть не могло.

    Какое место займет «Зенит» в 2011-м, я не знаю. Но, без сомнения, будет в элите российского футбола.

    Эту команду знают. И не только в России. Причудливая мозаика оставшихся после матча с Ростовом впечатлений включает в себя ложу прессы со множеством московских коллег. После игры с ЦСКА (тогда и появился столичный десант) многие планировали разъехаться и встретиться в Казани, на матче 29-го тура. Оставшихся чутье не подвело.

    С сильнейшим изумлением встретил журналиста израильского телевидения. Тот тоже удивился: моей реакции. Там показывают наиболее яркие моменты ведущих европейских чемпионатов. Коллега готовился пропутешествовать с «Зенитом» из Петербурга в Казань и взять там заодно интервью у израильского легионера «Рубина» Бибарса Натхо. Его командировка сократилась, главное он отснял.

    Итальянская журналистка пришла на пресс-конференцию Лучано Спаллетти и поздравила соотечест­венника, которым гордятся на родине, о чем она и рассказала присутствующим.

    А народ на стадионе пел, плясал, ломал ворота и фотографировался возле трибун с доступными чемпионами. Первыми, точнее первопроходцами. Сергей Веденеев за минуту до финального свистка в Нальчике (следили, естественно, за онлайн-трансляцией) запрещал мне говорить о ничьей ЦСКА, чтоб не сглазить.

    Интуиция не подвела чемпионов: Дмитрий Баранник пришел с дочерью, в полной мере насладившейся популярностью отца, Сергей Дмитриев — с маленьким сыном. Еще до матча всех их атаковали болельщики, и никому они не отказали ни в автографе, ни в совместной фотосессии.

    Анатолий Давыдов получил от родной команды подарок ко дню рождения с задержкой на сутки, такова воля календаря.

    Этот чемпион обеспечивает преемственность. Чемпионскую.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»