• «Зенит» должен отказаться от игры в два форварда ради Малкома и Дриусси. Но это вряд ли произойдет

    Непростой выбор для Сергея Семака

    02.01.20 12:20

    «Зенит» должен отказаться от игры в два форварда ради Малкома и Дриусси. Но это вряд ли произойдет - фото

    Фото: ФК «Зенит»

    Автор:

    «Зенит» усилится зимой, даже если не совершит ни одного трансфера. К возобновлению сезона должен набрать форму Малком, который пока не сыграл за петербургскую команду ни одного матча с первых минут. Вдобавок в состав возвращается Александр Кокорин. Эти два форварда способны изменить принципы игры чемпионов России в атаке, а не просто расширить обойму и увеличить конкуренцию. Однако перед главным тренером сине-бело-голубых Сергеем Семаком встает непростой выбор: какую тактическую схему наигрывать на зимних сборах, чтобы экс игроки «Барселоны» и сборной России реализовали себя на сто процентов?

    Кокорину в принципе подходит нынешняя зенитовская схема 4-4-2. В свой последний полный сезон, который стал, пожалуй, лучшим в карьере Александра, он забил 19 голов. Тогда Роберто Манчини нередко ставил его одним из нападающих в паре. Но Кокорина спокойно можно двигать и ближе к флангу в 4-3-3: опыт выступлений в этой роли у него тоже солидный. Так что решить вопрос с позицией 28-летнего россиянина проще, главное, чтобы он вернул прежнюю форму и избежал травм.

    С Малкомом все сложнее. По двум причинам. Во-первых, бразилец привык быть вингером в 4-3-3. Так он играл на протяжении большей части европейской карьеры – в «Бордо» и «Барселоне», хотя иногда его функции менялись. Тем не менее высок риск, что Малком, превратившись в крайнего полузащитника в 4-4-2, будет страдать. Тут уместна параллель с Себастьяном Друисси. В течение всей своей карьеры и до появления в «Зените» Сердара Азмуна аргентинец действовал впереди: либо «вторым форвардом» в 4-4-2, либо фланговым в 4-3-3. Забивал много в Аргентине, раскрылся в первый сезон под руководством Семака. Но теперь, выходя в интересах команды в качестве «чистого» полузащитника, Дриусси вдали от ворот теряет навык завершителя. Отчасти по этой причине у Себы пока лишь один гол и одна голевая передача в 21 матче нового сезона. Разумеется, Малкома брали как человека, который должен «делать разницу» на поле, так что его ни в коем случае нельзя перегружать оборонительными обязанностями у собственных ворот. Одно дело – защита через прессинг на чужой половине, и совсем другое – рывки от штрафной до штрафной. Бразилец не привык садиться глубоко.

    Помимо того, просто опасно использовать одновременно Дриусси и Малкома, которые недостаточно хороши в игре без мяча, на флангах полузащиты в схеме 4-4-2. По крайней мере, против сильных соперников. Чрезмерная нагрузка ляжет на двух опорных полузащитников и фланговых защитников, оборона сине-бело-голубых точно будет рваться. В Лиге чемпионов обязательно накажут, если кто-то где-то не добежал или не доработал. Во многих матчах РПЛ, наверное, и так сойдет.

     



    Рост «Зенита» как команды, скорее всего, потребует перехода на 4-3-3 или 4-2-3-1 с добавлением в структуру центрального полузащитника. Кстати, отличие схем на днях любопытно объяснял главный тренер «Краснодара» Мурад Мусаев:

    «Недостаток 4-4-2 – отсутствие игрока в центре поля, – сказал Мусаев в интервью для «Чемпионата». – Если оба нападающих начинают больше открываться за спины защитникам, то не хватает связующего футболиста, получающего мяч между линиями полузащиты и защиты соперника… Плюс возникают проблемы при прессинге и игре в обороне. Например, Тонни Вильена любит открываться вперед, добегать в первую линию нападения. И когда мы теряем мяч, часто не хватает людей для убора чужой атаки, для контрпрессинга. То есть мы даем большое количество людей вверх, а при потере за линией мяча остается один опорный полузащитник, который разрывается между несколькими соперниками».

    У «Зенита», кажется, эти недостатки проявляются в меньшей степени. Связующим звеном в составе чемпиона России зачастую выступает один из нападающих – Артем Дзюба, который хорошо сохраняет мяч после средних и длинных передач. Потом делится им с партнерами. В центре поля Магомед Оздоев играет, пожалуй, строже Вильены, как правило, не оставляет «опорника» Вильмара Барриоса без поддержки. Тем не менее полностью от минусов 4-4-2 уйти нельзя. Прежде всего, команде при обороне недостает третьего центрахава, что особенно чувствовалось в Лиге чемпионов. «Зенит» уступал середину поля соперникам. Если бы все четыре полузащитника оборонялись, как это делает, например, «Атлетико», синхронно двигаясь и перекрывая свободные зоны, было бы проще, но опять же у Малкома с Дриусси нет нужных навыков для этого.

    Исходя из имеющегося подбора центрхавов (Барриос, Оздоев, Кузяев, Ерохин, Краневиттер, Мусаев) и игроков группы атаки «Зенита» (Малком, Дриусси, Кокорин, Шатов, Мак, Сутормин), уместнее использовать модели 4-3-3 или 4-2-3-1. Со второй из этих схем петербургская команда выдала свое лучшее выступление в Лиге чемпионов в сезоне-2015/16 при Андре Виллаш-Боаше, которому как раз ассистировал Семак. Тогда центрфорварда Дзюбу поддерживали Халк, Данни и Олег Шатов, а в середине поля «выжигали» Аксель Вистель и Хави Гарсия. Ничего страшного, что на острие отсутствовал быстрый форвард типа Сердара Азмуна. Это компенсировалось скоростью набегавшей тройки атакующих хавбеков.

    Благодаря игре с одним центрфорвардом Малком, Кокорин и Дриусси имели бы возможность максимально использовать свои лучшие качества, как при атаке, так и при обороне. Помимо того, схемы 4-2-3-1 и 4-3-3 позволили бы добавить в среднюю линию столь необходимого «Зениту» разыгрывающего полузащитника на роль «глубинного плеймейкера» или «восьмерки». Чемпионы России смогли бы улучшить контроль мяча, усовершенствовать прессинг.



    Семаку остается только выбрать кого-то одного из пары нападающих для игры с единственным центрфорвардом – либо Дзюбу, либо Азмуна, который в отличие от Кокорина не обладает требуемыми качествами, особенно техническими, для игры на фланге. От Дзюбы на данном этапе невозможно отказаться, ведь он ключевая фигура в «Зените». Лучший бомбардир и ассистент РПЛ. Значит, под вопросом место в «основе» Азмуна. Вдобавок иранец – легионер в лимите. Но на практике главный тренер вряд ли откажется от связки снайперов: об этом свидетельствует тот факт, что Семак в опросе на звание лучшего игрока 2019 года в России поставил Дзюбу и Азмуна выше остальных зенитовцев. Разве что будущей осенью под отдельные матчи Лиги чемпионов что-нибудь поменяет.

    Читайте также


    10 главных событий года для «Зенита» в фотографиях

    Семаку респект за правду! Тренеру «Зенита» нужны игроки


    Семак – самый успешный тренер в «Зенита» в чемпионатах России! С ним команда набирает больше всего очков



    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»