Владимир Плющев всегда выступал против засилья иностранных тренеров в российском чемпионате, считая, что у нас достаточно своих квалифицированных кадров. Но вот к наставнику СКА Милошу Ржиге Владимира Анатольевич относится с уважением, несмотря на его чешский паспорт.
Пришел, увидел и не победил?
— Владимир Анатольевич, поделитесь впечатлением об игре СКА в стартовавшем сезоне?
— Сейчас СКА — это новая команда с новым тренером. Пока трудно говорить о том, что она из себя представляет: прошло слишком мало времени. На данный момент армейцы идут в лидерах, что, в общем-то, и неудивительно, поскольку по всем параметрам они должны быть среди ведущих клубов. С другой стороны, дома СКА должен играть мощнее. Видимо, все-таки есть какие-то проблемы с организацией игры.
— Раньше вы частенько критиковали тренеров питерской команды. Что можете сказать о Милоше Ржиге?
— Правильный это выбор или нет — покажет время. Ржига — опытный специалист, способный достигать результат, что он и доказал работой с «Атлантом». Тогда Милош принял команду у подающего надежды тренера. Я бы сказал «вечно подающего надежды». Таковых у нас в лиге много. То, что Ржига умеет настроить команду на боевой лад, что он харизматичный тренер, — отрицать нельзя. Вообще, на мой взгляд, порой тренер должен быть немножко актером. В этом плане Милош даст фору многим. Он умеет сыграть спектакль, завести публику. Процесс создания команды-чемпиона — процесс кропотливый. Так что любому специалисту нужно время. Ржига принял команду не в пожарной спешке. У него было время подготовить ее к чемпионату, поработать на трансферном рынке. Кого-то пригласить, от кого-то отказаться…
— Отказаться от Яшина, Брылина, Сушинского — решение очень непростое…
— Он взял игроков, с которыми прошел определенные испытания, которым доверяет. Очень уважаю Яшина, Сушинского и Брылина. Но если они не вписываются в тренерскую концепцию, зачем лицемерить и искусственно создавать конфликтную ситуацию, чтобы «выдворить» игроков. Лучше сразу — «на берегу» — все обсудить и расстаться по-хорошему. Единственное, с Сушинским поступили не совсем правильно: заслуженный питерский игрок покинул команду за несколько дней до начала предсезонных сборов.
— Есть игроки, которые пошли в СКА именно к Ржиге…
— Очень важно попасть именно к своему тренеру. Недавно разговаривал с отцом одного парня, которого тренировал в свое время. Так вот, он поблагодарил меня за работу и сказал: «Хорошо, что в свое время мы попали именно к вам. И если вы возглавите какой-то клуб, можете всегда на нас рассчитывать». Тот же Федоров поменял два клуба до того, как оказался в «Атланте», с Непряевым похожая ситуация. В какой-то момент тренер и игроки поняли, что им комфортно работать друг с другом, они прекрасно взаимодействуют. Проблема в другом. При иностранных тренерах, которых сейчас больше, чем российских, не вырос ни один молодой игрок. И понятно, почему. Их этот вопрос не интересует вообще. От главного тренера требуют прежде всего результат, и заниматься «полуфабрикатами» ему некогда: кого-то растить, терпеть ошибки… Это работа не системная, а, так скажем, аккордная: пришел, увидел, победил. Или не победил.
Дети не грибы, сами не растут
— Но, как показывает практика, Кубок Гагарина забирают российские специалисты.
— Я тоже об этом все время говорю. Но некоторые считают, что преследуют собственные цели. Разумеется, это не так. Дело в том, что в свое время у нас школы принадлежали обществам, которые занимались школами. Были традиция, система подготовки. Сейчас мы пытаемся копировать Запад, когда считается, что молодого парня, где бы он ни выступал, можно задрафтовать. Но ситуация такова, что в той же Канаде в хоккей играют в каждой деревне. Там катков — как грязи. Идет естественный отбор. В Канаде никто никогда не затеряется, потому что на любом соревновании присутствуют скауты, агенты. И только в деревушке появился талантливый паренек — на него мгновенно «кладут глаз».
— И начинают «затаскивать в паутину»?
— За него начинают бороться клубы. Нам не надо кого-то копировать. У нас прекрасные традиции. В том же образовании, спорте нельзя отвергать фундаментальность, присущую нашей русской школе. Дети не грибы. Они не будут расти сами. У нас даже вера другая. Мы должны идти своим путем. Вспомните, сколько талантливых ребят вышло из того же Кирово-Чепецка! Мальцев, Мышкин и т. д. Они выросли в прекрасных игроков, потому что была школа, тренеры! Вот откуда взялся Малкин. Его ведь не Кинг вырастил. Он его, наоборот, «прибил».
— В каком смысле — прибил?
— Вместо того чтобы поберечь для плей-офф, эксплуатировал по полной в предыдущих матчах — ведь за победы шли хорошие премиальные. А когда надо было выстрелить в плей-офф, «Магнитка» вылетела в первом раунде. Лидеров-то — замучали. Еще раз повторю: любой иностранный тренер приезжает для того, чтобы дать результат. И все. Взять того же любимца публики, которого чуть ли не на руках носили, Владимира Вуйтека. Человек выигрывает золотые медали, и Ярославль отказывается от его услуг. Поинтересовались бы: почему?
— Почему?
— Его приглашают в другой клуб — ничего не получается. Затем, когда он уже закончил с хоккеем, его вновь приглашают в Россию. И вновь ничего не добился.
— Не томите. Почему?
— Потому что он пришел в шикарную команду, которую создал Петр Воробьев.
— Он, кстати, одним из первых рассматривался как кандидат на роль наставника «нового» «Локомотива». Когда вспоминаешь случившееся, мурашки бегут по коже…
— (Со вздохом.) Что и говорить — страшная человеческая трагедия. Знал не только игроков, но и многих родителей ребят. Ведь у меня в сборных выступали их дети. Когда узнал о случившемся, несколько дней был в трансе. То, что руководство клуба приняло решение подождать с формированием новой команды, — правильно. Хотя на это уйдет немало времени. В следующем году надо создать конкурентоспособную команду. И здесь важный вопрос: кто будет рулить? Если Воробьев, то наверняка «заведет» ярославскую машину. Возьмут иностранного «гастролера» — потеряют время.
— Как думаете, скрывают от нас правду о трагедии?
— Считаю, все сказано объективно. От людей ведь ничего не скроешь. Хотя какие-то углы, возможно, не обостряют. Некоторые просто пользуются ситуацией — ковыряют раны, ищут жареное, создают легенды в угоду себе. По отношению к погибшим ребятам это несправедливо.
Может, Назаров и игроков сборной заставит драться
— Сейчас многие обсуждают «Витязь». Недавно один из тафгаев «Витязя» Яблонски напал на голкипера «Магнитки» Гелашвили. Некоторые называют поведение чеховской команды «беспределом». Надо ли связывать бойцам руки?
— Ваши коллеги, Татьяна, порой все утрируют, преувеличивают. Иногда пишут, якобы зрителям подобное нравится. Это не так! Зрители любят своих игроков. Не думаю, что им приятно смотреть, как двухметровый болван сводит счеты с вратарем. Где такое видано? Подобное поведение не принято не только в НХЛ, но и вообще нигде. Тафгаи дерутся с тафгаями. И если даже произошел командный конфликт, голкиперы выясняют отношения между собой, а не с полевыми игроками! У них другая форма, которая не позволяет драться в одинаковых условиях. Бить голкипера — все равно что бить лежачего. Подобное поведение бойца «Витязя» иначе как беспределом не назовешь. Не знаю, какие пилюли проглотили судьи, допустив подобное. Тот же Веро в недавнем интервью сказал, что пришел в ЦСКА играть, а вот в «Витязе» его заставляли драться.
— Что же делать?
— Надо спросить у тренера сборной, господина Назарова. Он и в национальной команде собирается решать проблемы кулаками? Если игра не пойдет, то заставит ребят драться? Тогда мы совсем потеряем лицо на международной арене. Прошлогодний чемпионат, когда Женя Артюхин пару раз некорректно поступил, иностранную прессу сильно возмутил.
— А что? Русский богатырь всех раскидал. Мне понравилось…
— Мне звонили друзья из Германии. Говорят, местная пресса начала сравнивать сборные СССР и России. И, по мнению большинства, разница как между небом и землей. Если мы будем двигаться в таком направлении, то… И все же основная проблема в том, что мы искренне считаем, дескать, тренеры «из-за бугра» решат все наши проблемы. И, еще более удивительно, берем в команды сомнительных специалистов, которых никто в мире толком не знает. Сразу вспоминается, как мы словно на чудо смотрели на кроссовки «адидас», жвачку «бабл-гам». Так нельзя. Наша тренерская школа давно зарекомендовала себя. Если приглашаем тренера, он должен быть на голову выше российского. Не должно быть так, что иностранцу все сходит с рук, он всегда в шоколаде. Своему же специалисту, случись что, можно и контракт не оплатить.
Быков с Захаркиным отказались от своих же принципов
— Русский тренер Вячеслав Быков…
— Во-первых, он не русский тренер. Он гражданин Швейцарии. Во-вторых, непонятна метаморфоза, произошедшая с ним. Почему тот же Захаркин, с которым мы общались одно время, говорил, мол, нельзя совмещать работу тренера сборной и клуба. А когда им предложили контракт с «Салаватом», то они быстро отказались от своих принципов. А ведь им говорили: нельзя сидеть на двух стульях. Впереди Олимпиада, и нужно выбрать основное направление удара. Необходимо выбрать: клуб или сборная.
— Меня удивило, что тренеры начали конфликтовать даже с журналистами, ища всюду заговор, хотя изначально к ним относились весьма благосклонно…
— Пресса сама занимает странную позицию. Сказали: вот наша сборная — и никакой критики. И все начали ее «облизывать». Ребята, вы должны быть объективными! Вспомните, чемпионат мира 2007 года в Москве. Были созданы великолепные условия, прекрасный календарь, по составу нашей команде не было равных: Малкин, Овечкин, Дацюк… В итоге мы завоевали бронзу — и пресса молчит. А ведь проиграли тактически: игра была построена неправильно. Может, тогда покритиковали бы тренеров, и Быков с Захаркиным что-то подкорректировали бы. Но их начали носить на руках. Потом тоже «на тоненького» выиграли чемпионаты мира в Канаде и Швейцарии. Спросите любого специалиста. А журналисты вознесли тренеров до неба. У нас чаще всего получается так: победил — тебя все любят. Проиграл — ненавидят. Нужно относиться объективно: как при удаче, так и при поражении.
Мне сказали: «Не надо нас пугать — мы чемпионы мира»
— Сомневаюсь, что канадцы критиковали бы своих тренеров, если бы они победили в Квебеке «на тоненького»…
— Дело в другом. У нас много дилетантов, которые пытаются сделать себе имя любыми средствами. Ведь некоторые журналисты всерьез писали, что Быкову и Захаркину надо запретить заниматься тренерской деятельностью. Прямо 37-й год! Не иначе. Сам проходил через сито несправедливой критики. Особенно после провала на чемпионате мира 2003 года. Никто не вспомнил былых заслуг. Не стали вникать — почему проиграли. И когда однажды сказал правду в СМИ, меня тут же сделали персоной нон грата. Не каждый журналист решится сделать интервью со мной, да и я сам не с каждым стану разговаривать. Если кто-то может видеть дальше, смотреть в будущее и говорить, это всегда раздражает тех, кто живет одним днем, сиюминутной выгодой. Все, что случилось, — предсказуемо. Просто на меня — за правду — частенько смотрят скептически. Говорил: ребята, что же такое творится? Имеем великолепный состав, а у нас четыре года нет игры в большинстве. Нет притока молодых хоккеистов. Получается, школы работают впустую? На что мне сказали в ФХР на отчете после последнего чемпионата мира: «Владимир Анатольевич, не надо нас пугать — мы чемпионы мира». А между прочим, выиграла команда 1991 года рождения, которую я готовил три года, собирал и с которой стал серебряным призером мира среди юниоров. Практически все ребята проходили через мои руки. Но никто ни слова не сказал.
— Чем вы сейчас занимаетесь?
— В активном хоккее не работаю. Меня приглашают проводить мастер-классы, что с удовольствием делаю. На «предсезонке» работал с молодежью в Череповце и т. п. На данный момент — свободный художник: смотрю, анализирую, что происходит в лиге. И надеюсь еще поработать на благо нашего хоккея.