То в велоспорте все тихо, то вдруг громкие события одно за другим. На днях российской «Катюше» не выдали профессиональную лицензию. Теперь она может участвовать в гонках Гранд-тура («Джиро», «Вуэльта», «Тур де Франс») только по спецприглашениям.
Вчера генменеджеру «Катюши» Вячеславу Екимову вручили золотую медаль афинской Олимпиады, отнятую у американского «допингиста» Тайлера Хэмилтона. Не отнимут ли ее? Ведь Екимов публично поддерживал Лэнса Армстронга, которого за не вполне доказанное употребление допинга лишили всего.
Екимов — воспитанник легендарного тренера Александра Кузнецова. «Спорт» связался с Кузнецовым и узнал, считает ли он Екимова величайшим велогонщиком России, почему единственную российскую профессиональную велокоманду лишили лицензии и кто в этом виноват?
Пробу не скроешь
— Вячеславу Екимову наконец вручили третью олимпийскую золотую медаль. Гордитесь своим воспитанником?
— Да, конечно, но это всего лишь послесловие. Ведь на самом деле о том, что проба у американца была положительной, стало известно еще на самой Олимпиаде в Афинах. Это потом уже начались все эти ухищрения с порчей запасной пробы. Но хорошо, что все так разрешилось. Лучше поздно, чем никогда.
— Уже успели поздравить Екимова?
— Нет, ну я же давно об этом знал, поэтому давно его поздравил.
— Можно ли его назвать действительно величайшим велосипедистом России?
— Да, конечно. Так у него же есть такой титул, который дала ему Российская федерация велосипедного спорта еще четыре года назад. Он был назван лучшим велосипедистом столетия в России.
— Сильно ли омрачит Екимову настроение лишение «Катюши» профессиональной лицензии?
— Все-таки Екимов занял пост генерального менеджера «Катюши» не так давно, так что это не должно никак отразиться на его настроении. Хотя, конечно, в целом история неприятная.
Мысли материальны
— Ваше мнение насчет ситуации, сложившейся вокруг «Катюши»?
— Мнение двоякое. Во-первых, то, что UCI так долго отмалчивается, далеко не лучший вариант поведения в этой ситуации. А во-вторых, у меня вызывает удивление поведение самой «Катюши», которая сама ничего реального для решения проблемы не предпринимает, кроме шума, поднятого в прессе. На мой взгляд, сразу, как только стало известно о лишении лицензии, президент Российской федерации велосипедного спорта вместе со своими помощниками должен был находиться в штабе UCI и там, на месте, выяснять все детали. Вот это была бы нормальная реакция. А то, как они в итоге поступили, раздули историю через прессу, не упрощает ситуацию, а только усложняет.
— Почему, на ваш взгляд, UCI тянет с объяснением своего решения?
— UCI — довольно сложная организация, со своим регламентом и правилами. Скоро мы об этом узнаем. Они уже сообщили, что решение оформляется. Но наше дело заключается не в том, чтобы узнать эту причину. Для «Катюши» сейчас важно выяснить, как противодействовать этому решению, а это, я повторюсь, можно было бы попытаться сделать только на месте — в штабе UCI, чтобы получать информацию из первых рук.
— То есть время уже потеряно?
— Нет-нет, я так не считаю. Я не так глубоко нахожусь в этой теме и не знаю причин, но меня откровенно удивляет, что никаких реальных мер руководство федерации до сих не предприняло.
— Есть ли какие-то догадки, почему «Катюше» все-таки отказали в получении лицензии?
— Догадки, конечно, есть, но вряд ли есть смысл их озвучивать.
— Почему же?
— Понимаете, любая негативная мысль, ставшая публичной, в любом случае оставляет черный след. А до тех пор, пока нет четкости и ясности в причинах, этого делать не следует.
Дело Феррари
— Может ли это быть местью за то, что Вячеслав Екимов поддержал Лэнса Армстронга в тот момент, когда на него все ополчились?
— Да нет, никакого отношения эта история к этому не имеет, и Вячеслав Екимов тут совершенно ни при чем. Нет, нет, нет, такого не может быть. Вячеслав Екимов — уважаемый человек, в том числе и в UCI. Поэтому он не мог стать импульсом. Здесь задействованы более глубокие причины, большая политика. Ведь в следующем году будут перевыборы руководства UCI. Так что здесь все замешено в одном растворе: с одной стороны — причина, с другой — реальная политическая ситуация. Здесь непростой замес.
— Как относитесь к версии, что причиной мог стать известный доктор Микель Ферарри, якобы поставлявший допинг для многих велосипедистов, в том числе и тех, кто выступает сейчас в «Катюше»?
— Конечно, чтобы лицензионная комиссия приняла такое решение, она должна была что-то накопать. Вполне возможно, что это был один из фрагментов. Но это только догадки. Первое, что нужно сейчас делать, — искать способ решить эту проблему. Второе — ждать окончательных объяснений UCI.
— Просто странно, что в «списке Феррари» есть много велосипедистов, выступающих за другие команды, которые в отличие от «Катюши» прошли лицензирование.
— В списке Феррари этих фамилий целый букет. Там задействованы не одна, не две и не три команды, а гораздо больше. Но я думаю, что это может быть только одной из причин, но далеко не единственной.