Анастасия Чистякова вернулась в Петербург из Баффало с медалью. Впервые за восемь лет существования турнира сборная России добыла бронзовые медали женского молодежного чемпионата мира по хоккею. Там же, в США, команда Александра Ульянкина завоевала и приз зрительских симпатий, а капелла исполнив гимн России, после того как организаторы перепутали его с «Патриотической песней» Михаила Глинки.
Завоюем первое место, тогда и погуляем
— Анастасия, пять лет назад, когда канадки выиграли олимпийское золото Ванкувера, обмывать его они начали прямо на льду — пивом и сигарами. А как бронзу МЧМ-2015 отметили вы?
— У нас все было скромнее, чем у канадок: и отмечание, и результат. Мы понимаем, что нам еще многого нужно достичь. Да, бронза — хороший результат. Но когда завоюем первое место — возможно, тогда и гульнем.
— К слову, о канадках. Играют они так же жестко, как их мужская сборная?
— По сравнению с нашим у них, безусловно, более силовой хоккей. Тем не менее до мужского уровня жесткости, конечно, далеко. Есть силовые моменты, но нет силовых приемов. Они в женском хоккее в принципе запрещены.
— То есть риск наткнуться на североамериканского Скотта Стивенса «в юбке», которого лучше объехать, чем пройти, невелик?
— Благо да. Есть, конечно, габаритные девушки, своими размерами внушающие определенный страх (особенно нападающим небольшого роста). Но в силу того, что у нас запрещены силовые приемы, едва ли габариты поспособствуют тому, чтобы «расколоть» противника или поймать на «мельницу».
— А есть те верные последователи Каспарайтиса, которые вопреки правилам ловят соперника на бедро, получают штрафные минуты и снова ловят?
— Едва ли. Если тебя постоянно удаляют, зачем такой игрок нужен? Чтобы команда постоянно в меньшинстве отбивалась? Так что даже самые яростные инстинкты усмиряет здравый смысл.
Вратаря защищаем делом, а не словом
— Как вы относитесь к песне «В хоккей играют настоящие мужчины»?
— Целиком и полностью поддерживаю. В хоккей играют настоящие мужчины! Но это не значит, что, если мне нравится этот вид спорта, я не могу в него играть.
— Давайте немного поговорим о тактике. Правда ли, что самая популярная фраза в женском хоккее на пятачке у ворот: «Куда прешь, стерва? Я тебе сейчас глаза выцарапаю!»
— Ха-ха, такого на пятачке не услышите. Мы, девочки, хоть и общительные создания, на площадке почти не разговариваем с противником. А за определенные слова или выражения — если они долетят до арбитра — могут и удаление выписать. Так что вратаря защищаем не словом, а делом: ставим клюшку так, чтобы игрок атакующей команды не доехал до голкипера.
— Еще о судействе в женском хоккее. Говорят, что, если выйти на лед ненакрашенной, можно сразу «дисциплинарку» до конца игры схлопотать…
— А иногда дисквалификацию на несколько игр… На самом деле судьи у нас демократичные. Позволяют девочкам самостоятельно решать: краситься им или нет.
— Есть такие, кто без макияжа на лед не шагнет?
— В «Динамо» точно нет. По лиге тоже не замечала. Каждая девушка, конечно, следит за своим внешним видом, но краситься на игру не самое практичное решение. Хоккей — интенсивный вид спорта, и все эти узоры на лице достаточно быстро смажутся. Будет некрасиво.
— Даже на финальный матч ненакрашенной выйдете?
— А вот здесь стоит задуматься. Финал все же, особенный матч.
У каждой девушки свой стиль
— Девушки — народ эмоциональный. Бывало, что тренеры до слез доводили?
— Случалось. Особенно в мой первый год пребывания в молодежной сборной. Многих вещей не знала, чего-то не понимала и порой не выдерживала.
— Но, наверное, находился второй тренер, который по принципу «доброго/злого полицейского» утешал?
— Не всегда. Чаще успокаиваешься сама. Если не сумеешь этого сделать, ты и играть в хоккей не сможешь.
— Хоккеистка в ответ на претензию тренера может истерику закатить?
— Разное случается. Кто-то поистерить может, кто-то разозлится, другая спокойно отреагирует. У каждой девушки свой стиль.
— Из-за чего в последний раз плакали на льду?
— Кстати, из-за бронзы Баффало...
— Это же успех: первые медали за восемь лет…
— Для меня минувший чемпионат мира стал последним в молодежной сборной. Отныне я вкатилась во взрослый уровень. Прощаться с «молодежкой» было очень тяжело. Я три года в ней отыграла. За это время меня там многому научили. Безусловно, завершить выступления за молодежную сборную с медалью чемпионата мира на шее было очень приятно. Но все равно грустно. Это как прощание с детством…