Взгляд с трибуны
Для Светланы Журовой Олимпийские игры в Ванкувере стали первыми, за которыми она наблюдала как рядовой болельщик, и тем самым смогла оценить значение всемирного спортивного форума с различных точек зрения.
Впечатлений у Светланы Сергеевны много, и заместитель председателя ГД РФ, олимпийская чемпионка охотно делится ими с корреспондентом «Спорта»:
— Я наблюдала за соревнованиями без всякой аккредитации, вместе с многочисленными болельщиками. Могу сказать, что не все обещанное организаторами Игр удалось воплотить в жизнь. Было немало проблем с транспортом, работа которого вызвала множество нареканий. Проход на арену и выход с нее подчас отнимали избыточно много времени. Хочу подчеркнуть — это касалось только болельщиков, для аккредитованных журналистов все условия были созданы.
— Выигранная вами Олимпиада была организована лучше?
— В Ванкувере тоже многое было на высшем уровне. Организаторы в целом заслуживают высокой оценки. Во всем остальном, по-моему, все было на высшем уровне, и я бы дала очень высокую оценку организаторам. Могу сказать, что канадцы оказались очень сознательными и исполнительными людьми. Перед стартом Олимпиады они обещали, что в центре города не будет частного транспорта, обещали, что его не будет возле спортивных арен, и эти обязательства они выполнили. В Ванкувере есть и неблагополучные районы, но в них было тихо и спокойно, что с удивлением констатировали в частных беседах местные таксисты. У них сложилось впечатление, что и бомжей специально куда-то вывезли. В общем, в этом плане и для участников, и для гостей были созданы очень комфортные условия.
— Многие спортсмены жаловались на качество питания.
— По этому поводу могу сказать, что когда я приезжала в Канаду выступать, то вообще не могла там ничего есть — очень уж специфичной их пища мне показалась. Возможно, дело в этом.
Опыт для Сочи
— Какой-то опыт, который пригодится при подготовке к Сочи, вы в Ванкувере извлекли?
— Прежде всего отмечу, что мне очень понравилось, как канадцы, с огромным интересом наблюдая за Играми в их стране, постоянно проявляли интерес и к грядущей Белой олимпиаде. Они каждый день днем приходили в «Русский дом» специально для того, чтобы увидеть атрибуты будущих Игр в Сочи, все с большим интересом изучали, причем многие приходили целыми семьями, с детьми.
Олимпиада стала для канадцев именно национальной идеей, праздником для всех.
Мне бы очень хотелось, чтобы мы тоже смогли организовать ее именно так и чтобы у людей она ассоциировалась с праздником и вызывала гордость за страну.
Герои и неудачники
— Поговорим непосредственно о соревнованиях. Кто, по вашему мнению, достоин называться героем Олимпиады?
— Очень интересный и в то же время трудный вопрос. Так сразу и не ответить... Но все-таки назову Ольгу Зайцеву — ее результат, которого она добилась, несмотря на все сложности, и особенно на фоне общего неудачного выступления наших спортсменов, дорогого стоит.
— А главное разочарование Олимпиады?
— Вот с этим как раз вопросов нет — это наша женская сборная по конькам. У них же были очень реальные шансы взять медаль в командной гонке, это было одно из немногих соревнований, где можно было быть уверенным в медали. И, насколько я знаю, они заранее себе эти медали повесили на шеи, они уже даже обсуждали, кто и с какой стороны будет к пьедесталу подходить. И в итоге просто оконфузились, по-другому и не скажешь!
— Если коснуться спортивных итогов Ванкувера и последующих за ними событий, то насколько считаете оправданной отставку Тягачева и можно ли такой результат считать закономерным?
— Вообще я не сторонница сваливать вину на кого-то персонально, но могу сказать, что ведь сам Олимпийский комитет подготовкой спортсменов не занимается. Он занимается обеспечением условий во время Игр, экипировкой, билетами, аккредитацией, решением каких-то проблем, но к самой подготовке отношения не имеет. Насколько мне известно, с этим не было проблем, так что не думаю, что причину надо искать в ОКР.
Министр просто не успел
— А что скажете об ответственности Министерства спорта за такой результат в Ванкувере?
— Могу сказать, что после прихода Виталия Мутко хоть и прошло полтора года, но на самом деле работа министерства ведется по-новому не больше года. И связано это с тем, что после ухода Вячеслава Фетисова долго решался вопрос со штатным расписанием, не было ясности по многим работникам, которые не знали, оставаться работать или нет, необходимо было решать много организационных вопросов. Поэтому это результат не провальный, а именно тот, который отражает положение дел на сегодняшний день. У министерства объективно не было возможности что-то глобально изменить за это время.
Работа в федерациях
— Считаете ли вы оправданными попытки сделать более прозрачной и управляемой работу федераций?
— Вот это я как раз и считаю важнейшим вопросом! Это сделать необходимо — в первую очередь для учета и контроля выделяемых средств, чтобы понять, как и куда эти средства расходуются. В скором времени Министерство спорта будет проверять Счетная палата, но я лично уже проверяю деятельность Федерации конькобежного спорта, хочу понять, на что, на кого и как тратились деньги, и после этого многое станет ясно. Если окажется, что на Ивана Скобрева, который выиграл две медали, потрачено ровно столько же, сколько и на того, о ком вообще слышно не было, то возникнет вопрос: что этот спортсмен делает в сборной и как с ним работали?
Еще пример — когда я заканчивала выступать, то узнала, что на балансе Федерации конькобежного спорта 10 лет числился автобус, причем я его и не видела-то ни разу. Вопрос: на кого он эти 10 лет работал?!
— А реально ли не только сделать работу федераций прозрачной, но и влиять на эту работу?
— Это очень сложно! Дело в том, что главы федераций свое многолетнее нахождение на своих постах очень тщательно подготавливают, очень хитро составляют устав, и получается, что их просто невозможно освободить от должности! Не раз люди, которые имели и финансовую возможность, и желание помочь поднять какой-то вид спорта, отказывались от этого, когда узнавали подробности того, как протекают выборы. Они просто не хотели влезать в эту грязь. И тем не менее я очень надеюсь, что внимание президента и премьер-министра к спорту, особенно после Ванкувера, поможет здесь что-то изменить.
Не теряя времени
— По мнению многих экспертов, мы уже упустили время для того, чтобы подготовиться к Сочи, как канадцы к Ванкуверу, и выиграть Игры в медальном зачете. А как вы думаете?
— Я думаю, что время еще есть. Необходимо срочно сверстать план работы на 4 года, причем очень хорошо все продумать. А потом ему следовать. Кроме этого, считаю, надо сделать следующий год экспериментальным для введения новых методик и для возможного привлечения иностранных тренеров. Нужно уделять больше внимания молодым спортсменам.
— Значит, можно надеяться на победное выступление в Сочи?
— Думаю, да. И отдельно хочу заметить, что на днях стартуют Параолимпийские игры, о них, к сожалению, очень мало говорят и пишут. Наши параолимпийцы не раз выступали очень удачно. Вот вам и человеческий фактор. Вот с кого надо брать пример в преддверии домашней Олимпиады!