Наша сборная раньше могла похвастаться хорошими спринтерами, но со стайерскими дисциплинами традиционно испытывала проблемы. Однако в Ванкувере Иван Скобрев взял бронзу, а вот на 500-метровке россияне провалились. Перспективы нашей команды в конькобежном спорте и сложившуюся ситуацию мы попросили прокомментировать нашего эксперта чемпиона Европы в классическом многоборье Дмитрия Шепеля.
— Так исторически сложилось, что мы имели хороших бегунов на короткие дистанции, а вот со стайерами у нас были проблемы. Сложность в том, что именно в «длинных» дисциплинах у нас мало тренеров, которые владели бы современными методиками подготовки, постоянно обновляли бы знания и могли бы стабильно выводить спортсменов на высокий уровень. У нас зачастую возникала такая ситуация: спортсмен с именем, достигший высоких результатов, заканчивал карьеру и чуть ли не автоматически становился тренером. А то, что он всерьез на тренера не учился, по большому счету о подготовке спортсменов всего необходимого не знает, опыта не имеет, — не учитывалось. Бывало, что могли присмотреть какую-то методику у тренеров мировых лидеров, но без глубокого понимания процесса это не работало. В итоге неудивительно, что в этих дисциплинах у нас был провал.
При этом иногда происходили вообще странные вещи. Конькобежец-спринтер заканчивает карьеру и идет тренировать стайеров. Не зная изнутри эту дисциплину вообще! Хотя и здесь есть обратные примеры: некоторые спортсмены очень вдумчиво относятся во время своей карьеры к тренировочному процессу, все время анализируют, ищут закономерности и, когда заканчивают, знают о тренерской работе очень многое и готовы трудиться на высоком уровне. Но в целом удивляться тут нечему. И это я еще не говорю о проблемах во многих городах со льдом, подготовкой молодых спортсменов и прочих условиях.
Прогресс Ивана, причем столь стремительный, наглядно показывает, как далеко мы отстали от передовой методики. Это касается и самой организации тренировочного процесса, и комплексной, общеразвивающей подготовки, и интенсивности, и организации питания. Правда, когда я выступал, мне помогали разрабатывать определенную диету перед соревнованиями, но как такового диетолога у нас не было. Насколько я знаю, нет его и сейчас.
Есть все основания надеяться, что теперь в нашу сборную пригласят зарубежного специалиста, который поможет спортсменам выйти на новый уровень и поспособствует появлению высококлассных отечественных тренеров. При прежнем руководстве федерации, похоже, этому внимания не уделялось. Но нельзя исключать, что методики иностранного специалиста будут встречать в штыки наши опытные тренеры, которые привыкли работать по-другому.
Что касается коротких дистанций, то на 500-метровке медаль мог завоевать Дмитрий Лобков. Но он не справился с нервами. А вот что касается забега на 1500 метров, где побежит Скобрев, то эта дистанция вообще вызывает огромный интерес. Во-первых, лед на олимпийском катке специфический — довольно медленный, и от того, кто вовремя сможет к нему приспособиться, тоже зависит результат. Сложности в этом могут быть и у фаворитов. Думаю, шансы у Скобрева есть. Особо важным мне здесь представляется тот факт, что он уже завоевал медаль, то есть по большому счету надежды спортивного руководства страны оправдал, так что над ним не будет висеть дамоклов меч. Это позволит ему раскрепоститься.