Сегодня мы вспоминаем победу «Зенита» в Кубке УЕФА, которую клуб одержал ровно двенадцать лет назад под руководством Дика Адвоката.
Голландский тренер не сразу привык к российским реалиям. Не случайно игра его команды не ладилось. А когда привык, на что ушло время, как и на понимание зенитовцами требований Маленького генерала, – начал относиться к ним с юмором. Это, наверное, и помогло голландцу в «Зените», сроднило его с Россией. Многие потом отмечали – из всех иностранных тренеров именно Дик Адвокат подходил «Зениту» больше всего.
Юморил Дик по разным поводам. Наверное, чаще в присутствии журналистов, к которым относился снисходительно, как все большие тренеры. «Журналисты ничего не понимают в футболе – что с них взять?» – всегда читалось в его хитрых глазах.
Адвоката спрашивали:
– Вас оштрафовали за выходку после матча «Томь» – «Зенит». Ваша реакция?
– Разве был штраф? – переспрашивал Дик. – В таком случае готов разделить его с главным арбитром. А точнее, с его помощником.
Голландцу многое было в России в диковинку. Например – холодная погода.
– Господин Адвокат, завтра на «Петровском» будет очень холодно. В вы собираетесь утеплиться?
– Да, конечно. Особенно это касается нижнего белья.
Или – необходимость лететь во Владивосток, на что уходило девять часов. Первый выезд с командой туда он пропустил, сослался на заболевший зуб. Пресса высмеяла за трусость. На следующий год Дик собрался лететь. Накануне журналисты поинтересовались у него:
– Мистер, для вас длительный перелет до Владивостока не является психологической проблемой?
– Нет. Я уже купил себе бутылку водки, – сказал Адвокат и рассмеялся.
«Зенит» сыграл с «Лучом» вничью, и Дик был на вершине славы.
– Для меня было очень важно успешно сыграть во Владивостоке, – говорил он с серьезным лицом, – так как Кор Пот, мой ассистент, в прошлом сезоне здесь победил и потом целый год об этом рассказывал. Но, честно говоря, во Владивостоке такое поле, что я не выпустил бы на него пастись даже своего гуся.
– Всю ли водку вы выпили по дороге во Владивосток или что-то оставили для Томска, куда «Зенит» полетит позже?
– Да, я был абсолютно пьян после самолета.
Своего помощника Кор Пота, всегда элегантно одевавшегося и пахнувшего дорогим парфюмом, Адвокат тоже «поддевал» особенно часто.
– Мы с Кором Потом практически как братья, – объяснял он журналистам. – Видим друг друга чаще, чем жен. У меня, правда, только одна женщина. У Корнелиуса их много.
– Знает ли мистер Адвокат, что в России 8 марта – большой праздник, когда мужчины поздравляют женщин?
– В Голландии нет такого праздника. Но то, что он есть в России, я знаю. Вчера даже завтрак для жены приготовил.
Жена фигурировала в рассказах Дика еще не раз. Например, когда шли разговоры о том, останется ли он в «Зените» еще на год. А такие разговоры шли с Адвокатом все время.
– Так вы можете изменить свое решение и остаться в «Зените», Дик?
– Знаете, все ж нет. Тогда я получу дома развод. Хотя, может, это выход...
Из всех женщин в Питере голландскому тренеру больше нравилась Валентина Матвиенко, губернатор города.
– Да, она мне нравится, – говорил он. – С удовольствием сходил бы к ней на прием. Правда, ждать, когда в Петербурге построят новый стадион, я вряд ли соглашусь. Боюсь, к тому времени мне понадобится инвалидная палочка.
Действительно, стадион появился в городе на Неве спустя годы после того, как Адвоката «попросили» из «Зенита». На его строительство было потрачена куча средств. Деньги – еще одна тема, над которой шутил Адвокат. Причем с готовностью – видно было, что ему приходиться делать это не первый раз и он знает цену деньгам, особенно их количеству.
– Вам что-нибудь известно о стимулировании соперников «Зенита» со стороны московских клубов? Как вы к этому относитесь?
– И такое есть? А зачем соперникам? Пусть они лучше сразу платят мне!
– Тренера «Локомотива» Анатолия Бышовца обвинили в том, что он ставит игроков в состав за деньги…
– Я тоже этим занимаюсь. Чем больше дадут – тем лучше (смеется). Вообще, хочу сказать, что приехал в Россию за деньгами. Но не пишите об этом. А то все так и подумают.
И позже:
– ... Что? Вы спросили, зачем «Зенит» купил «Баварию» в полуфинале Кубка УЕФА? Я тоже не знаю. Лучше отдали бы все эти деньги мне!
«Я», «Мне»... Из этого состоял Маленький генерал в России.
– Андрей Аршавин может стать игроком европейского уровня, как вы думаете, Дик?
– Может.
– Что ему для этого нужно делать?
– Слушать меня.
– Аршавин сказал, что если бы ему доверили составить команду из любых футболистов, в ней бы преобладали технари и забивалы…
– Мне уже жалко эту команду (смеется.)
– Кто из тренеров, работающих в России, наиболее интересен для вас?
– Я! И запомните, та команда, которую тренирую я, – всегда самая лучшая.
К своей персоне, к тому, что о нем говорят, включая откровенные небылицы, Дик обычно относился с юмором.
– В английской премьер-лиге разразился коррупционный скандал, связанный с комиссионными, которые получали тренеры некоторых клубов.
– Моей фамилии там нет?
– Нет.
– Когда уеду из России, наверное, появится.
Но мог и вспылить, накричать на корреспондента. Назвать его «агентом КГБ», пробравшись на базу «Зенита» – как было с моим коллегой Борисом Ходоровским.
Однако в целом Россию любил. Пусть даже «странную любовью», как Михаил Лермонтов.
– Мистер Адвокат, вы работаете в России уже год...
– Наверное, эту дату стоит отметить. Год в России соответствует трем.
А когда на «Петровском» сыграла сборная России, и ей оказали теплый прием, он сказал:
– Думаю, болельщики оказали хороший прием российской команде. Я видел фейерверк после этой игры и, кстати, не знаю, почему после побед «Зенита» не бывает салюта.
Как было не уважать этого человека? Не прийти провожать его в Пулково, когда его окончательно «выдавили» из «Зенита» – не совсем красиво, кстати. С учетом того, что он сделал для Питера.