Далеко не все чемпионы России готовы после побед на дорожках или в секторах казанского стадиона «Центральный» общаться с репортерами. Еще раз подтвердил свою репутацию человека, не дающего интервью, олимпийский чемпион Лондона Иван Ухов. Прыгун в высоту сфотографировался с волонтерами, послал воздушный поцелуй жене, но молча прошествовал мимо протянутых диктофонов и телекамер. Хотя только-что стал чемпионом России с результатом 2,32.
Как тут ни вспомнить Олимпиаду-2004 в Афинах, где охотно делился эмоциями победитель забега на 800 метров Юрий Борзаковский! И в роли главного тренера сборной России он не отказал в интервью корреспонденту «Спорта День за Днем». Хотя нынче его должность, можно сказать, расстрельная. Борзаковский возглавил национальную команду в разгар допинговых скандалов, и ему предстоит решать тяжелейшую задачу по возвращению отечественной легкой атлетики в лоно международной федерации. И даже завоеванный годами авторитет и безупречная репутация (Борзаковский ни разу не был уличен в применении запрещенных препаратов) не могут подчас помочь в контактах с функционерами IAAF.
Свое мнение спортсменам не навязываю
— На чемпионат Европы в Берлин смогут поехать лишь три десятка российских легкоатлетов. Сколько медалей, включая золотые, они могут завоевать?
— Я не противник прогнозов, но для начала нужно сформировать команду «нейтральных атлетов». До чемпионата Европы осталось чуть больше двух недель, и нужно понимать, в какой форме находятся потенциальные претенденты на медали. На чемпионате России как раз удалось получить ответы на многие вопросы, отследив динамику результатов по ходу сезона.
— Насколько сложно работать главным тренером сборной России по легкой атлетике, отвечая не только за беговые дисциплины, но и за прыжки с метанием?
— Уже четвертый год пошел, как я возглавляю сборную. Разобрался в специфике каждой дисциплины, от спортивной ходьбы до прыжков с шестом. К тому же у нас есть штат старших тренеров, каждый из которых отвечает за свой вид. Вся информация поступает ко мне, и никаких проблем не испытываю.
— Свою работу считаете творческой или административной?
— В большей степени административной, но стараюсь окунуться в процесс подготовки российских легкоатлетов. Стараюсь приезжать на все сборы, где тренируются лидеры команды. Не столько для того, чтобы контролировать процесс, сколько для того, чтобы оценить их готовность.
— Даете советы, исходя из личного опыта?
— Конечно, но при этом не навязываю свое мнение. Многим спортсменам и тренерам давал посмотреть свои тренировочные планы. При этом обязательно подчеркивал, что не стоит копировать методику, по которой готовился Борзаковский.
Как вести себя при встрече с Чегиным?
— Может ли главный тренер сборной России повлиять на скорейшее разрешение проблем, которые были вызваны допинговыми скандалами?
— Курирую всю антидопинговую тематику. Не устаю повторять руководителям IAAF: «Пожалуйста, проверяйте всех!» За то время, что работаю главным тренером сборной, у нас практически не было случаев положительных допинг-проб. У Всероссийской федерации легкой атлетики есть специальный координатор антидопинговой политики Елена Иконникова.
— Тем не менее, факт присутствия дисквалифицированного пожизненно тренера Виктора Чегина на сборах российских ходоков в Киргизии скрыть не удалось…
— Здесь важно правильно расставить все точки над «i». Чегин не присутствовал на сборе. Не брать же со спортсменов подписку, что в случае встречи с дисквалифицированным тренером от него нужно убегать или уходить со скоростью олимпийского чемпиона!
— Как вы оцениваете деятельность менеджеров, представляющих интересы ведущих российских, а ныне нейтральных атлетов?
— В сложившейся ситуации у ребят, получающих индивидуальный допуск от IAAF, есть возможность заработать, менеджеры им в этом помогают. Ведь помимо медалей российские легкоатлеты теряют и приличные деньги. Яркий пример — бегун с барьерами Сергей Шубенков. Выиграв в 2015 году чемпионат мира в Пекине, весь следующий год он никуда не выезжал. Надо отдать должное Шубенкову, который в этой ситуации не опустил руки и сейчас показывает высокие результаты.
— Одна из звезд чемпионата России, прыгунья тройным Екатерина Конева, не имеет допуска от IAAF, хотя уже давно отбыла двухгодичную дисквалификацию за повышенное содержание тестостерона в своей допинг-пробе, а южноафриканка Кастер Семеня, у которой этот уровень зашкаливает, продолжает выступать и грозить, что засудит любого, кто поднимет вопрос о ее гендерной принадлежности. Можно ли добиться единых стандартов для представителей всех стран?
— К сожалению, эти стандарты устанавливают функционеры IAAF. Для тех российских спортсменов, кто не получил допуск к международным соревнованиям, все сложнее находить мотивацию. Многие лидеры сборной России, которые продолжают вариться в собственном соку, не прогрессируют. Все, что зависит от ВФЛА, сделано, но нам не дано предугадать, как отреагируют Себастьян Коэ и его подчиненные.
Казань
Использованы фото: РИА «Новости»