8 мая в одно и то же время по всему миру состоится благотворительный забег Wings for the life, цель которого — собрать средства для исследований и клинических испытаний, направленных на лечение повреждений спинного мозга. В России 8 мая в городе Коломна на старт выйдет амбассадор Wings for the life Ярослав Святославский, человек, символизирующий паратриатлон России и человек, чьим мужеством восхищаются профессионалы и любители.
В 2009 году в 16 лет, занимаясь акробатикой, Ярослав получил травму позвоночника с повреждением спинного мозга. Оказавшись в инвалидном кресле он решил, что это испытание, которое нужно пройти, и что он обязательно встанет на ноги. Закончив учебу и успешно реализовывая себя в профессии, Ярослав искал возможности, которые позволят ему ходить. Так он стал членом команды, первым пилотом-испытателем российского медицинского экзоскелета ExoAtlet, разработанного при поддержке фонда Сколково, сделал первые шаги и прошел более десятка километров. В 2015 году через знакомство с Олимпийским комитетом России и инновационным центром подготовки спортсменов Ярослав попал в большой спорт и осенью 2015 года впервые попробовал себя в триатлоне. Он прошел половину дистанции Ironman всего спустя 4 месяца подготовки.
Мы поговорили с Ярославом о триатлоне, его целях на 2016 год и о том, какие проблемы он видит в развитии спорта среди людей с ограниченными возможностями.
— Расскажи о своих целях в триатлоне?
— В этот год главной целью поставил для себя преодолеть полную дистанцию IronMan на стартах, которые пройдут в России в этом спортивном сезоне. До полной дистанции я планирую принять участие в подготовительных стартах: забегах на 5/10 км, полумарафонах, половинках и заплывах в открытой воде.
В ближайшие 3 года я ставлю перед собой две цели: это победа на чемпионате мира по велоспорту и победа на главном чемпионате мира по триатлону среди любителей IronMan Hawaii в Handcycle division. Моя подготовка к этому важному событию начнется со стартов в России уже в этом году, а в следующие годы я постараюсь в основном принимать участие в европейских стартах и стартах мирового уровня, такие как Ironman, Challenge, многодневные велогонки в стиле La Haute Route и гонки для профессиональных атлетов.
И конечно, самой главной целью для меня остается победа на Паралимпийских играх в 2020 году. Но так как мой профессиональный вид спорта — это велоспорт, а в триатлоне я участвую в любительских стартах, то утверждать, в каком именно виде спорта я буду выступать точно — ответить на этот вопрос в настоящее время сложно.
— Любое твое спортивное мероприятие привлекает большое внимание любителей, профессиональных спортсменов. О тебе говорят, пишут, восхищаются. А ты сам на что хотел бы обратить внимание общества? Чего не хватает, чтобы полноценно подготовиться к стартам?
— Чтобы ответить на этот вопрос, расскажу о том, с какими проблемами я сталкиваюсь каждый день на тренировках.
В данный момент мои тренировки проходят без каких-либо пульсометров и приборов. Я тренируюсь на простой прогулочной коляске, которая выдается государством раз в 2 года и на которой я езжу в метро до места тренировок. Велотренировки у меня не постоянные, так как нет своего специального велосипеда. Поэтому тренировочный процесс зависят от того, когда школа по велоспорту в Крылатском пригласит. Школа выдает велосипед, на котором кроме меня ездят и другие спортсмены. Все это очень нарушает тренировочный режим и не дает возможность раскрыть полностью свой потенциал. Конечно, очень хотелось бы иметь спортивный инвентарь и тренироваться каждый день, поэтому в данный момент я в поиске спонсоров и поддержки по государственным программам.
Триатлон сам по себе дорогостоящий вид спорта, а паратриатлон вдвойне. Для велотренировок нужен ручной велосипед — хендбайк, а для беговых тренировок легкоатлетическая коляска, но ведь нужно где-то и тренироваться, замерять результаты, поэтому без станка и датчиков тоже не обойтись. В общем, в итоге я посчитал, что на все оборудование нужно 25 тысяч долларов, а это вполне приличный автомобиль.
Я не рассматриваю варианты в виде благотворительности и меценатства. Мне не нужен «добрый дядя», который даст денег, мне интересны надежные партнеры, которые помогут мне в достижении моих спортивных целей, со своей стороны я буду выполнять задачи спортивного менеджера в своей сфере.
— Что тебя мотивирует ставить такие амбициозные цели и поддерживает в тебе желание продолжать тренировки, даже когда очень тяжело и хочется все бросить?
— Меня мотивирует одно — я снова хочу ходить и избавиться от инвалидной коляски, пусть и с момента травмы прошло 6 лет, но я не опускаю руки и не хочу сдаваться, тем более, я пообещал своей девушке, что мы еще прогуляемся по пляжу и поиграем в волейбол. Для меня спорт — это стимул к моему восстановлению. Я расцениваю это как способ реабилитации, так и способ привлечь внимание общественности к травмам спинного мозга. Яркий этому пример и подтверждение — благотворительный забег Wings for Life World Run. Являясь амбассадором данного забега и рассказывая про него, я увеличиваю количество регистраций, привлекаю партнеров, потому что все собранные средства идут на исследования в области травм спинного мозга, а так как это и есть мой диагноз, то чем больше я приложу усилий в этом направлении, тем больше шансов на восстановление.
— Кто тебя тренирует?
— Мой тренер — моя собственная жизнь. Испытания, с которыми я сталкиваюсь каждый день и закаляют меня. Я просто ставлю цель и добиваюсь ее любым путем. Конечно, я не обхожусь без информации извне: техническая литература, статьи в интернете, советы друзей. У меня были разовые тренеры по плаванию, которые просто показали технику, у меня есть тренер по велоспорту, который предоставляет мне возможность заниматься на велосипеде, у меня нет тренера по бегу, так как нет соответствующего инвентаря, на котором мог бы тренироваться.
— Расскажи о своей общественной деятельности, о проектах, в которых ты участвуешь?
— Я иду по двум направлениям общественной деятельности — развитие науки в области травм спинного мозга и интеграция людей с ограниченными возможностями в общество, спорт, активный отдых, медицинские научные проекты и другие виды активной деятельности. Сейчас я являюсь амбассадором забега Wings for Life World Run, который пройдет в одно время во всем мире в 33 странах и у нас в России, Коломне 8 мая. Забег интересен тем, что не вы бежите к финишу, а финиш догоняет вас и нужно постараться как можно дальше от него убежать. Все средства собранные от забега, партнеров мероприятия будут направлены на исследования в области травм спинного мозга. Эти исследования как раз дадут возможность для меня и других людей снова встать на ноги, поэтому спорт в моем случае — это как способ привлечь внимание общественности к данной проблеме.
Я также являюсь первым пилотом испытателем российского медицинского экзоскелета ExoAtlet. В нем я уже прошел более 10 тысяч метров и проложил дорогу остальным ребятам, кто участвует сейчас в клинических исследованиях и приобретает экзоскелеты в личное пользование для восстановительной реабилитации. В дальнейшем, конечно, хочется соединить данное IT-решение с наномедициной и сделать новое направление в реабилитации, но для этого самому сначала встать нужно, а потом уже опыт и другим передавать.
Мне также интересно развивать активный отдых. В сентябре прошлого года в рамках проекта Open Water Challenge удалось получить сертификацию дайвера PADI, которая позволяет погружаться самостоятельно на глубину до 18 метров. В моих планах собрать группу ребят и отправиться вместе с ними в подводную экспедицию, чтобы открыть абсолютно новый мир. В апреле 2016 года после Сочинского полумарафона в SkyPark мне также предложили совершить банджи-прыжок с самого длинного подвесного каната с высоты 207 метров. По большей части этот прыжок был сделан во имя забега, но это также стало возможностью показать на собственном примере, что все пределы только в нашей голове.
— Твои планы на ближайшие 5-10 лет?
— В ближайшие 5-10 лет мне, конечно, интересно развивать спорт на любительском и профессиональном уровне. И не только среди людей с ограниченными возможностями, но и просто приобщая общество, молодежь к здоровому образу жизни. Для ребят это возможность почувствовать себя такими же, как и все, перебороть свои страхи, стеснение, неуверенность в себе, а для других участников это дополнительная мотивация. На свои тренировки мне приходится добираться общественным транспортом. Только дорога в одну сторону занимает 1,5-2 часа, например от Одинцово до велотрека «Крылатское» мой путь лежит через электричку, метро, автобус и все прелести «доступной среды». Сейчас я готовлю фото/видеоматериалы, идеи и предложения, которые буду продвигать, как активист и общественный деятель.
— Можешь ли ты с учетом твоего опыта выделить вопросы, которые могли бы быть поставлены перед Министерством спорта и войти в федеральную программу (в части спортивной инфраструктуры адаптированной для людей с ограниченными возможностями)?
— Да, прежде чем прийти в спорт, мне пришлось столкнуться с несколькими проблемами. Я хотел заняться плаванием и самостоятельно найти наставника, кто тренирует ребят с ПОДА (поражением опорно-двигательного аппарата). Звонил в различные вышестоящие организации в области паралимпийского спорта и меня постоянно отправляли в другие инстанции, получался «ломаный телефон».
Причин было несколько — не было ранее спортивных результатов/разрядов в других видах спорта, все тренеры заняты, 21 год — уже поздний возраст или нет московской прописки. В итоге самостоятельно мне не удалось найти тренера, но так как мои знакомые работали в Олимпийском комитете, то через день контакт тренера у меня уже был в телефоне. Мы созвонились, он написал, какие документы приносить с собой и когда приходить на тренировку. Так я и пришел в большой спорт.
Но на этом история не заканчивается. Спустя месяц я решил попробовать себя в любительском триатлоне, олимпийской дистанции. Я умел на тот момент только плыть кролем на спине, и то плохо, велотренировок у меня не было за неимением инвентаря, а беговые тренировки я устраивал себе сам на обычной уличной коляске. Когда я летел на соревнования, у меня не было велосипеда, я надеялся, что договорюсь об аренде инвентаря на чемпионате России по паратриатлону, который проходил за день до моего старта. И тогда удача снова подула мне в спину — удалось решить этот вопрос. Вскоре мне предложили заняться паратриатлоном профессионально, но Федерация паратриатлона не имела соответствующего инвентаря, поэтому я вынужден был договариваться о тренировках уже с тренером по велоспорту. Но для того, чтобы попасть даже в велоспорт, мне необходимо было иметь за плечами пройденную олимпийку в триатлоне и полумарафон.
Поэтому, возвращаясь к главному вопросу, я, наверное, выделю следующие проблемы:
— развитие и финансирование любительского параспорта (любительских клубов) в России, где у начинающих спортсменов будет возможность подготовиться к профессиональной карьере спортсмена или пойти по пути любителя;
— создавать больше любительских соревнований, где люди с ограниченными возможностями могли бы быть интегрированы в спортивное общество;
— увеличивать финансирование не только на ведущие виды спорта, где вероятность получить золото намного выше, но и развивать начинающие виды спорта, которые только зарождаются в нашей стране;
— создавать и развивать больше образовательных программ для спортсменов в области спортивного менеджмента и маркетинга.
— Как удается совмещать столько проектов, работу и личную жизнь?
— Я люблю все, чем занимаюсь каждую минуту. Если меня что-то утомляет временно, я переключаюсь на другое любимое занятие, а потом возвращаюсь к старому и довожу результат до конца. Не люблю тратить время на то, что меня просто будет удерживать, например, никогда не работал ради денег и не занимался спортом, чтобы быть в спортивном тренде жизни. Меня всегда преследует какая-нибудь цель, например, на работе это получение опыта, который могу применить и дальше, а спортом я занимаюсь во имя благотворительности и вношу тем самым свой вклад в развитие медицины в области травм спинного мозга. Меня поддерживает девушка, ждет моего скорейшего восстановления, и я очень благодарен ей за это. Мы познакомились относительно недавно в интернете 1,5 года назад и вскоре встретились. Нелли — представительница Франции, в Россию приехала учиться. Сейчас мы дополняем друг друга: вместе занимаемся спортом, изучаем языки, создаем домашний быт, учимся быть семьей. В свободное от работы и тренировок время мы, конечно, находим время на прогулки, вместе путешествуем на соревнования, познаем новые места, радуемся жизни и мотивируем других быть счастливыми, несмотря ни на какие трудности в жизни. Главное — любить друг друга, находить во всем компромисс и иметь общие взгляды на совместное будущее.