«Спорт День за Днем» разбирается, насколько повезло чемпионату мира в России, что главой ФИФА Джанни Инфантино стал только в этом году.
Идея фикс
Прямо перед Рождеством глава ФИФА Джанни Инфантино еще раз выступил с пространным заявлением на тему расширения числа участников мировых первенств. 32 сборные, которые по нынешней системе попадают в финальный раунд, — слишком мало для популяризации футбола на планете. Инфантино еще в предвыборной программе указывал на желание пересмотреть формулу мундиалей с точки зрения расширения турнира.
— Футбол — это уже не только Европа и Южная Америка. Нужно уважать это. Важная задача — вовлечь больше стран в событие. Для Испании, к примеру, участие в чемпионате мира — привычная вещь. Но есть и страны, команды которых никогда там не играли или попадали лишь один-два раза. Очень тяжело, когда в ноябре ты уже знаешь, что лишился шансов выйти на чемпионат мира. Попадание на мундиаль может послужить невероятным толчком для страны. Но если это не удалось, тренера отправляют в отставку, у президента проблемы, то же самое касается клубов, — приводит слова Джанни Инфантино Marca.
К счастью, революционные реформы Инфантино сложно провернуть с теми турнирами, которые предстоят провести в ближайшее будущее. Так что чемпионату мира в России в 2018 году и в Катаре в 2022 году это не грозит, зато, скорее всего, турнир в нашей стране может стать одним из последних, которые провели с 32 командами. В свое время Йозеф Блаттер, бывший президент ФИФА, говорил, что система с 32 сборными — лучшая на планете: «Это доказано временем!» Впрочем, Блаттер сейчас далек от большого футбола, а решение о смене формата лоббируют сам глава ФИФА — рычагов мощнее в мировом футболе нет ни у кого, хотя в противниках у Инфантино — достаточно крупные фигуры. Например, главный тренер сборной Германии Йоахим Лев, который привезет в Россию свою команду уже следующим летом в качестве действующих чемпионов мира.
— Если вы взглянете на несколько последних лет, топ-игроки физически и психологически находятся на пределе. Нужно быть осторожным, чтобы не переусердствовать со слишком большим количеством матчей, качество не должно пострадать, — заявил Йоахим Лев в интервью DPA. — Из-за этого могут начать отворачиваться болельщики, интерес начнет угасать. Когда есть такой хороший продукт, как футбол, нужно думать о каких-то ограничениях, чтобы сохранить высокое качество. На данный момент чемпионат мира абсолютно сбалансирован.
Опыт с Евро-2016, который по инициативе предыдущего президента УЕФА Мишеля Платини был расширен с 16 команд до 24, является одним из аргументов Инфантино. Благодаря Платини на чемпионат Европы приехали такие сборные, как Албания и Исландия, подарившая турниру самых запоминающихся болельщиков и выбившая Англию в первом раунде плей-офф. Для Инфантино важно, чтобы маленькие сборные получили шансы на кусок пирога. Исландцы этим воспользовались, Уэльс прошел далеко в плей-офф. Но ведь с другой стороны есть и понятие качества, о котором как раз и говорит Йоахим Лев. Конечно, ему обидно видеть, как его парни выкладывались на групповом этапе, но одно поражение в полуфинале лишило их шанса выиграть Евро.
— Мне не нравится нынешний тренд, когда команды меняют тактику и не идут в атаку. Турнир теряет свой уровень, как показал Евро-2016, когда чемпион вышел из группы с третьего места с тремя набранными очками, — продолжает Лев.
Какая популяризация?
Во Франции все были довольны до начала финального матча — их сборная дошла до самого конца. Но представьте, что в России на ЧМ приехали бы не 32 сборные, а 48 — именно столько предлагает ввести Инфантино. По его идее, формат турнира можно уложить в те же 32 дня, которые требуются и по нынешней структуре, но количество матчей увеличится до 80 — сейчас их 64. Турнир будет начинаться с группового этапа, на котором 48 сборных будут разбиты на 16 групп по три команды в каждой. По итогам двух туров первые и вторые места получат право выйти в 1/16 финала. То есть чемпион мира проведет также семь матчей, только вот новый формат повысит уровень ответственности — если третью игру на групповом этапе некоторые сборные могут позволить себе провести в полсилы, то здесь в 1/16 финала так сделать уже не получится.
Однако поток команд, которые попадут в 1/16 финала, будет совершенно стихийным. Вполне возможно, что уже на такой дистанции можно будет увидеть пары вроде Иран — Южная Корея или Австралия — Косово. Конечно, мы немного утрируем, но важность проблемы качества на ЧМ, о которой говорил Йоахим Лев, никуда не исчезнет. Конечно, в Корее или Австралии эти игры будут смотреть всей страной, но если бы в Санкт-Петербурге корейцы играли с Ираном, новенький стадион на Крестовском вряд ли бы заполнился даже наполовину.
О какой популяризации говорит Инфантино в таком случае? Испания привыкла попадать на все крупные международные турниры, но на этот статус топ-сборной они работали десятилетиями и добивались его с большим трудом. К тому же Испания, Германия, Бразилия, Аргентина — так называемые брендовые сборные, на которые обращают внимание во всем мире. Матч между Бразилией и Аргентиной будут смотреть на парковке у стадиона на Крестовском, потому что арена будет полностью забита — даже в Иране и Австралии будут смотреть эту игру. Но формат с 48 сборными увеличит количество незрелищных матчей — вместо того, чтобы в плей-офф сталкивались только сильные команды, на которые идет зритель, Инфантино хочет за ручки привести туда средние сборные.
К тому же инициатива Джанни Инфантино становится более понятной после того, как коллеги из Assosiated Press раскопали в исследованиях ФИФА финансовую пользу от расширения числа участников ЧМ. Доходы от проведения мундиаля в новом формате увеличатся на 20 процентов: от прогнозируемых 5,5 миллиарда долларов за ЧМ-2018 в России до 6,5 миллиарда. Потенциальная прибыль может вырасти на 640 миллионов долларов. Кажется, это и будет ключевым аргументом для остального корпуса ФИФА на исполкоме организации, который пройдет 10 января в Цюрихе. Хорошо, что к 2018 году Инфантино ничего изменить не успеет.
Выпуск издания осуществлен при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям