Полчемпионата позади. «Формула-1» уходит на перерыв. Самое время подвести промежуточный итог, а он может быть только один: борьба за первое место в этом сезоне как никогда жаркая. Льюис Хэмилтон и Нико Росберг из «Мерседес» не терпят компромиссов, ни о какой командной тактике не может идти и речи. Достаточно вспомнить, сколько раз Хэмилтон не подчинялся приказам по командному радио, а Росберг остроумно шутил по поводу своего партнера на пресс-конференциях.
«Спорт День за Днем» решил подробнее остановиться на персонах лучших гонщиков мира, вспомнить, как они начинали карьеру и к чему в итоге пришли.
Льюис Хэмилтон
07.01.1985
Гражданство: Великобритания
Годы в Ф1: 2007 — по наст. время
Гран-при: 140
Побед: 27
Титул чемпиона мира: 2008
Льюис Хэмилтон родился в графстве Хартфордшир в 1985 году. У него не было богатых родителей или серьезных связей в мире автоспорта, поэтому путь к вершине он обязан был пробивать себе сам. В картинге англичанин начал выступать в возрасте восьми лет, а в десять выиграл первый чемпионат.
Менеджер «Макларен» Рон Деннис — традиционный гость на картинговых соревнованиях — и однажды он посетил гонку с участием Хэма. Как рассказывают очевидцы, молодой Льюис без всякого стеснения подбежал к нему и сказал, что хочет стать пилотом его команды. Деннис был удивлен, но юнец явно отложился в его памяти. Спустя три года они встретились еще раз: Хэмилтон одержал победу в серии Super One, а менеджер «Макларен» пообещал заключить с ним контракт поддержки молодых пилотов. Так в итоге и произошло.
Титул за титулом
А Льюис продолжал прогрессировать: после триумфа в серии «Volant Elf» британец не намерен был останавливаться. Важным шагом был переход в «Формулу-Рено». Чтобы побеждать, Хэму понадобилось немного больше времени, чем обычно. Сначала было пятое место в общем зачете, потом третье, и вновь титул. Позже его ждала предпоследняя ступень перед «королевскими гонками», в 19 лет он стал пилотом «Формулы-3», гоняясь за «Manor Motors». Два года он выступал в этой серии, соперничая в том числе с Нико Росбергом.
Рон Деннис был очень доволен успехами своего протеже. И в 2007 году, после триумфа британца в GP2, он пригласил его на тестовые заезды «Макларен». И вновь Льюис проявил себя с лучшей стороны. В итоге, руководство «конюшни» остановило свой выбор именно на нем, а напарником будущего чемпиона мира стал Фернандо Алонсо.
Самый молодой чемпион
В первый же сезон Льюис Хэмилтон боролся за чемпионский титул, но при этом ссорился и с партнером по команде, и с Роном Деннисом. Да, он был быстр на трассе, но эмоции часто возобладали над здравым рассудком. Отсюда и постоянные трения внутри коллектива. Алонсо к тому моменту был уже двукратным чемпионом мира, и едва ли собирался мириться с нравом британца. По окончании сезона, контракт с испанцем был расторгнут. В следующем сезоне Хэмилтон занял первое место в общем зачете, тем самым став самым молодым чемпионом мира в истории. И с большими планами начал сезон-2009. Но тут его преследовали неудачи: нестабильные выступления привели к тому, что сезон Льюис закончил лишь на пятом месте. На протяжении следующих трех сезонов Хэм выступал достаточно неровно, то выигрывая, то проваливая гонки. В общем зачете он так же особо не блистал и принял решение сменить команду. Желающих видеть его у себя было предостаточно. Но самыми настойчивыми оказались боссы «Мерседес» во главе с Росом Брауном.
Нико Росберг
27.06.1985
Гражданство: Германия / Финляндия
Годы в Ф1: 2006 — по наст. время
Гран-при: 158
Побед: 7
Несмотря на то, что Нико Росберг родился в Германии, и получил немецкий паспорт, практически все детство он провел в княжестве Монако, где живет и по сей день. Его отец — чемпион мира 1982 года Кеке Росберг, очевидно, сам определил судьбу своего сына. Но Нико и сам был отнюдь не против стать гонщиком.
В итоге в 11 лет он стал участвовать в соревнованиях по картингу. Возможно, он не обладал тогда лихим нравом и не показывал сумасшедшей скорости на трассе, но это было ему и не нужно. Позже он вспоминал, что многие из его коллег были просто безумцами, которые каждую гонку провоцировали аварии. Конечно, уже тогда от Росберга ожидали большего, ведь у него чемпионские гены… Но молодой немец не обращал на все это внимание. Он понимал, что все зависит от него, и за счет только одной фамилии далеко не пробиться.
Высший балл в истории «Уильямс»
Закончив с картингом, в 2002 году он перешел в немецкую «Формулу-БМВ», где в первом же сезоне одержал победу в общем зачете. Он приходил к финишу первым на девяти из двадцати этапов. При этом с поула стартовал считанное количество раз, но благодаря хорошей стратегии, раз за разом, пробирался все выше и выше. И в награду за титул, Нико получил возможность погоняться за команду «Уильямс» на тестовых заездах. Ему было всего семнадцать лет!
— Именно тогда я понял, как сильно хочу стать гонщиком «Формулы-1»! — говорил Росберг. — Я был без ума от машины, хотя в то время еще ничего не знал о технической стороне дела. Меня удивило, насколько быстро я привык к скорости. Как только я выехал из боксов, тут же вдавил педаль в пол — и все было хорошо.
Немец смог убедить руководство конюшни в своей профессиональной пригодности, однако предлагать ему место боевого пилота было пока рановато. Поэтому его отправили набираться опыта в возродившуюся «Формулу-3». Там для Росберга была даже создана команда «Team Rosberg». Несмотря на только одну победу по итогам первого сезона, молодой гонщик вновь был приглашен на тесты «Уильямса». Там ему предстояло пройти письменный экзамен с рядом технических вопросов, и результаты просто потрясли технического директора команды Сэма Майкла. Нико набрал наивысший балл за всю историю команды! Фрэнк Уильямс и Патрик Хед удовлетворенно кивали головой: такой парень нам в будущем пригодится! В 2004 году немец еще один год провел в «Формуле-3», а следом перешел в GP2, где началась упорная борьба за титул с Хейкки Ковалайненом. Фрэнк Уильямс, осознавая тот факт, что одно из мест на сезон-2006 в его команде вакантно, понял, что бессмысленно и дальше затягивать с подписанием контракта с Нико Росбергом.
Шумахер в напарники
В итоге, сезон 2006 года он начал внутри болида британской команды. Правда, набрал он лишь четыре очка, но в целом выступал весьма неплохо. Уже в следующем году он заработал в пять раз больше очков, но и сходов было мало — всего три. В 2008 году немец впервые в карьере завоевал призовое место в «королевских гонках», но машина, несмотря на все усилия, не могла бороться с лидерами пелетона. И все это привело к тому, что в по окончании сезона-2009 Росберг объявил о переходе в «Мерседес». Его напарником стал Михаэль Шумахер. Но и тут первая персональная победа пришла только в 2012 году. А дальше — «Мерседес» и великолепное противостояние с Льюисом Хэмилтоном…
Кульминация
Сезон 2013 года начался достаточно неплохо для команды «Мерседес». Они были быстры в свободных практиках и квалификациях. Но гоночный темп оставлял желать лучшего. Уже во второй гонке сезона между партнерами наметился первый конфликт. На Гран-при Малайзии Росберг неумолимо приближался к идущему третьем Хэмилтону, но команда не разрешила ему совершить обгон. «Командная тактика уже на втором этапе сезона?!» — таким вопросом задавались болельщики. Неужели команда решила работать на Росберга? Но позже все эти предположения потеряли смысл. Если в первой половине сезона «Мерседес» еще мог составить какую-то конкуренцию в борьбе за чемпионский титул «Ред Булл», то во второй преимущество австрийской команды было неоспоримо.
В 2014 году расклад сил полностью изменился. С предсезонных тестов стало понятно, что у «Мерседес» едва ли могут появиться конкуренты на старте сезона. Так и получилось: в первой части сезона оба пилота немецкой команды, если доезжали до финиша, то стабильно занимали только высокие места. Победу на первом этапе одержал Росберг, Хэмилтон же сошел. Но уже в следующих четырех гонках Льюис стабильно побеждал, а Нико занимал вторые места. После немец победил в Монако, Австрии и Германии, британец же выиграл гонку в Сильверстоуне и не смог финишировать в Канаде.
Накануне старта в Венгрии преимущество Нико Росберга над Льюисом Хэмилтоном составляло 14 очков, после скандальной гонки, где британец отказался пропускать вперед немца, разрыв сократился до 11 баллов.
Повторит ли немец спустя 32 года успех своего отца? Впишет ли свое имя в историю? Или же Льюис Хэмилтон завоюет долгожданный второй титул? Ответы на эти вопросы мы сможем получить только в конце сезона. Ведь не стоит забывать, что в заключительной гонке очки будут удваиваться…
За и против. Кто станет чемпионом мира?
Хэмилтон
Льюис уже становился чемпионом мира в 2008 году, что очень важно. Едва ли у него может случиться какой-либо неожиданный срыв, потому что у него есть, если так можно выразиться, чемпионский опыт. И то, что он будет бороться до конца, не вызывает сомнений. Вспомните, какие ходили разговоры после победы Росберга в Монако и схода Хэмилтона в следующей гонке? Говорили, что британец потерял мотивацию, понял, что команда больше работает на его соперника. Но не тут-то было. Он продолжал упорно работать и сокращать отставание.
Единственный недостаток Хэма — отсутствие стабильности. Ребячество, которое было свойственно ему в ранние годы, присуще и сейчас. Особенно явно это проявляется в квалификациях. Из-за этого чемпион мира 2008 года порой стартует на позициях гораздо ниже, чем позволяет его потенциал. Если Льюис продолжит в том же духе справляться с давлением, не вступит в конфликт с командой, то будет иметь неплохие шансы стать двукратным чемпион мира. Уж чего-чего, а таланта ему точно хватит.
Росберг
Нико — образец полного спокойствия на трассе и вне ее. Такое ощущение, что он продумывает каждый сделанный свой шаг, каждое сказанное слово на пресс-конференции. Помимо борьбы на трассе, между ним и Хэмом идет и психологическая война в СМИ. Слова, которые немец бросает вскользь, например, «мой дорогой напарник», имеют определенное влияние на развитие ситуации. Да и команда, хоть и не признает этого, но больше верит в Нико Росберга, потому что он в этом сезоне куда более стабилен.
Немцу может не хватить опыта, несмотря на постоянные заявления о том, что он держит ситуацию под контролем. Ведь он никогда не боролся за чемпионский титул. Но в данной ситуации его главный соперник — это он сам.
DTM: Виталий Петров надеется на лучшее
Любимый петербуржцами гонщик «Мерседес» в серии DTM Виталий Петров перед шестым этапом сезона-2014 в Шпильберге выразил уверенность, что во второй половине чемпионата у него получится быть более успешным:
— Сложно поверить, что позади уже половина гонок чемпионата. Первая часть сезона пролетела почти незаметно, хотя с момента старта прошло уже почти три месяца и пять этапов.
Адаптироваться в DTM было непросто. Я рад, что мне удалось избежать серьезных ошибок в первой части сезона и доехать до финиша во всех гонках. Не все складывалось так, как нам бы хотелось, но это не повод прекращать работу. Еще перед началом чемпионата я говорил, что выбрал DTM, поскольку это очень сильная серия, и понимал, что будет нелегко.
Главная цель на этап в Австрии — постараться добиться большего в квалификации. Стартуя позади, очень сложно навязать борьбу другим пилотам, даже несмотря на то, что с гоночным темпом серьезных проблем у нас нет.
Мне уже доводилось выступать на трассе в Шпильберге, я гонялся здесь в «Формуле Renault 2.0», и даже несмотря на то, что было это очень давно, хорошо помню конфигурацию. Кольцо достаточно короткое, но при этом здесь есть повороты на любой вкус.
Я постепенно адаптируюсь в команде. Связь с инженерами становится лучше от гонки к гонке, и в Шпильберге мы попробуем сделать еще один шаг вперед. Я уверен, что во второй половине чемпионата мы будем более конкурентоспособны, — приводит слова Петрова официальный пресс-релиз.