Четверные прыжки уже перестают быть чем-то невероятным. Каждый, кто их прыгает, вызывает восхищение, но главное – не останавливаться на достигнутом. Фигурное катание стремительно идет вперед, и следующий пункт назначения – аксель в четыре с половиной оборота. Прыжок, который еще никогда не исполнялся на официальных соревнованиях.
Стать первым – вписать себя в историю, и этого хочет двукратный олимпийский чемпион Юздуру Ханю, хотя то, чего он добился, уже легендарно.
– Сейчас я катаюсь только ради того, чтобы исполнить четверной аксель. Вот для чего я живу, – признался японец перед началом этого сезона.
Ханю досадно, когда его называют легендой, потому что люди часто подразумевают под этим, что ему не обязательно добиваться чего-то еще. Как будто просто продолжать кататься и радовать публику – достаточно. Юдзуру не хочет быть ископаемым и собирается двигаться вперед, поэтому для него так важен четверной аксель.
– Я не думаю, что он будет готов к чемпионату четырех континентов. Я бы хотел исполнить его через два месяца на чемпионате мира. Но если не приземлю, то о включении в программу не может быть и речи, – признался Ханю после проигранного чемпионата Японии.
Правда, позже он изменил свое мнение и намекнул, что может исполнить исторический аксель уже на чемпионате четырех континентов.
– Причина, по которой я выбрал и ЧЧК, заключается в том, что я хочу получить титул чемпиона. К тому же я чувствую, что это соревнование поможет мне вырасти как спортсмену. А еще это возможность исполнить прыжок. Вы знаете, о каком именно идет речь. Мне сейчас действительно необходимо сильное оружие. Я не уверен, стоит ли оно того, ведь его стоимость лишь на балл отличается от четверного лутца. Возможно, лучше дважды исполнить лутц. Но только удачное исполнение именно этого прыжка успокоит мои амбиции, – рассказал Юдзуру.
Говоря о необходимости сильного оружия, он, скорее всего, имеет в виду противостояние с Нейтаном Ченом, выиграть которое после проигрыша прошлогоднего чемпионата мира и недавнего финала Гран-при
– тоже очень важно.
Главный конкурент Ханю в борьбе за историческое достижение – россиянин Артур Дмитриев-младший, и его отец считает, что Юдзуру лучше не рисковать.
– У Ханю очень хороший тройной аксель, он действительно способен сделать четыре оборота. Но не думаю, что сделает. В изучении любого сложного прыжка спортсмен должен пройти период, когда идет нестабильное приземление. Другого варианта нет. Для этого нужно иметь крепкие, здоровые ноги. А у Ханю ноги травмированы. Стоит ли идти на такой риск, а главное – ради чего? Если Юдзуру хочет стать первым, кто выполнит этот прыжок, и на этом закончить карьеру, наверное, стоит. А если хочет выиграть еще одни Олимпийские игры, я бы на его месте не рисковал, – заявил двукратный олимпийский чемпион Артур Дмитриев-старший.
Однажды Дмитриеву удалось не самым удачным образом, но все-таки приземлить четверной аксель. Единственное, это было на шоу Евгения Плющенко.
Здесь напрашивается еще один кандидат, который может вмешаться в этот спор, – королева квадов Александра Трусова. Она никогда не говорила о желании прыгнуть четверной аксель, но любит рекорды и четверные прыжки, из-за отсутствия которых в короткой программе у женщин заявила, что была бы не прочь выступать с мужчинами. Ее как специалиста в прыжках отметил и Ханю.
– Что я думаю о Трусовой, приземлившей четверной лутц в женских соревнованиях? Ха-ха. Она фантастическая. Невероятная девочка, по-настоящему особенная фигуристка. В России много невероятных фигуристок. Трусова, Щербакова, Валиева, Канышева. Они прыгают много четверных. Эти девочки прыгают, не используя много энергии для прыжка, в этом смысле они похожи на меня. У них есть чему поучиться. С удовольствием буду наблюдать за ними, – сказал Юдзуру после победы Александры на Skate Canada, где он также занял первое место.
«Спорт День за Днем» связался с двумя экспертами: знаменитым тренером Алексеем Мишиным и первой российской чемпионкой мира Марией Бутырской, чтобы выяснить, кто, на их взгляд, первым прыгнет четверной аксель.
Мнение Алексея Мишина
– Кто в этом году прыгнет четверной аксель? – Не знаю. А если без политеса – никто.
– А может ли это сделать ваш бывший ученик Артур Дмитриев-младший? – Артур Дмитриев в свое время обладал, пожалуй, наилучшим тройным акселем в мире. Он его делал, например, с двумя руками наверх, с одной рукой наверх, скрестив руки на груди в толчке, полете и приземлении, но он не прыгнет четверной аксель.
– Почему же? – Потому что анатомические параметры его тела не способствуют достижению результата, о котором мы говорим.
– А что вы скажете о четверном акселе Юдзуру Ханю? – Не могу сказать, что у него лучший тройной аксель в мире, но из всех мужчин мира, которых я видел, анатомические характеристики его тела наилучшим образом отвечают требованиям четверного акселя. Сравнивая Дмитриева с Ханю, могу сказать, что момент инерции тела Артура относительно продольной оси значительно выше, чем этот же показатель у Юдзуру. Для успешного выполнения четверного акселя Артуру с его параметрами тела необходимо прыгнуть на высоту, которая даже ему, хорошему прыгуну, недоступна.
– Давайте вернемся к Ханю. – Я с большим уважением отношусь к Юдзуру в первую очередь как к художнику телодвижений и с ним в ряд за всю историю моего существования в фигурном катании могу поставить только Толлера Крэнстона. Я не видел близко его лучших попыток в четверном акселе и буду чрезмерно удивлен, если он чисто выполнит этот прыжок в этом сезоне. Вообще говоря, если Юдзуру когда-нибудь выполнит четверной аксель, это будет его второй по значимости вклад после Юдзуру-художника в мировое фигурное катание.
– А если я предложу вам вариант с Александрой Трусовой? Она любит и рекорды, и четверные прыжки, к тому же хочет выступать с мужчинами. – Если говорить о прыжках, сегодня и в ближайшее завтра она может обыграть любого мужчину. Хочу разъяснить неискушенным любителям, что технически тройной аксель – в чем-то более сложный, чем все остальные прыжки. Не буду вдаваться в подробности этого.
Говоря о Саше, если она в какой-то момент своей карьеры исполнит в программе все четверные прыжки и тройной аксель, она уже достаточно удивит мир. Но ей надо торопиться, время идет…
Мнение Марии Бутырской
– Как вам кажется, кто первым прыгнет четверной аксель: Юдзуру Ханю или Артур Дмитриев-младший? – Аксель – очень сложный прыжок. Нужно обладать хорошей техникой акселя. Девочкам иногда легче четверной прыжок прыгнуть, чем аксель в три с половиной оборота. Я не видела попыток Ханю и Дмитриева, но обоим желаю удачи, чтобы они это сделали.
– Это вообще реально – прыгнуть четверной аксель? Есть те, кто сомневается. – Мне кажется, реально. Мальчики очень давно прыгают тройной аксель, это уже история. Надо совершенствоваться. Там все равно получается не четыре с половиной оборота. Если грамотно прыгать, это, в принципе, четыре оборота. Лично я очень любила этот прыжок. Прыгала двойной аксель, у меня получался тройной с половиной аксель. Меня изначально правильно обучили, и мне это давалось легко. С хорошей техникой должно получиться. Тем более у ребят с их подготовкой и «физикой».
– Кто все-таки больше предрасположен к четверному акселю: Ханю или Дмитриев? – Ханю – во всех отношениях уникальный спортсмен, но тут очень важен характер. Все будет зависеть от того, насколько люди желают и хотят этого. Мне проще рассуждать, когда что-то делают девочки. Я вижу и чувствую это все.
– Тогда я предложу вам третьего кандидата – Александру Трусову, которая еще не пыталась прыгнуть четверной аксель, но любит и рекорды, и четверные прыжки. – Раз мы с вами рассуждаем гипотетически, мне кажется, если бы Алена Косторная попыталась прыгнуть четверной аксель, у нее бы это скорее получилось, чем у Трусовой. Потому что у нее идеальные по технике двойной и тройной аксель, книжки по ним надо писать. Но девочкам это пока не нужно. Зачем травмироваться? Давайте сначала все четверные выучим, а потом уже пойдем на четверной аксель. Мальчишки сильнее физически, с природой не поспоришь. Мужчина есть мужчина. Это по жизни так, и они должны оставаться такими.