Отъезд во «Флориду» защитника «Салавата Юлаева» Алексея Семенова, который во вторник провел первый матч в составе «пантер», стал поводом для возобновления дискуссии о бегстве российских хоккеистов за океан. Сегодня мы предоставляем слово Геннадию Величкину и Алексею Касатонову.
Взгляд из России
Гендиректор «Металлурга» МГ Геннадий Величкин: «В «Питтсбурге» меня теперь боятся и уважают»
Сперва хотел бы еще раз вернуться к истории с Евгением Малкиным. Мы просили его только об одном – не совершать подлости. Говорили: «Женя, тебя будут науськивать, заставлять писать всякие заявления с просьбой уволиться по собственному желанию. Но приди к своим агентам и скажи: «Хочу играть в НХЛ, но у меня есть контракт с Магнитогорском. Решить эту проблему я не в состоянии. Урегулируйте все вопросы с клубом». Вот так он должен был поступить, но сделал по-другому.
И хотя потом Женя говорил, что заключил контракт с нашей командой под давлением, это не так. Почему после того, как Малкин подписал первый экземпляр договора, он не сказал нам, что провел бессонную ночь и понял, что совершил ошибку? Неужели мы бы кинулись к нему на шею или привязали клюшку к рукам? Вместо этого он подписал второй и третий экземпляры договора. И даже в такой ситуации Женя мог прийти и сказать, что не хочет здесь больше оставаться. Тогда он мог бы попасть в историю, а так в нее влип.
Аналогичная ситуация с хоккеистом из «Салавата» Алексеем Семеновым. Почему он уехал из Америки? Потому что там в фарм-клубе платят $5–7 тыс. в месяц. А в России он мог получать около $100 тысяч в месяц. Но как только его поманили пальцем обратно, предложив сходную сумму в «основе» «Флориды», игрок развернулся и уехал. Нельзя быть известной личностью и так поступать. Впрочем, это обыкновенный человеческий порок.
Если ты хочешь играть в НХЛ, так и сиди там, жди своего часа. Если же хочешь быть богатым, зарабатывать – изволь поступать по законам честного бизнеса. А так получается, хоккеист «подставил» всех: тренера, руководство «Салавата», игроков… Люди поручились за него, убеждали, что этот человек стоит денег, которые за него платят. В профессиональном спорте, даже несмотря на огромные суммы контрактов, надо оставаться человеком. Если человек это забывает, он уже никогда не станет великим спортсменом. К сожалению, влиять на подобные ситуации мы никак не можем, пока у нас нет договора с НХЛ. Выхода из этой ситуации нет. Единственное, что можно сделать, – запретить Семенову играть в России.
Впрочем, у меня после той истории отношение к Малкину не изменилось. Никаких обид на него нет, он еще ребенок и со временем все поймет. С его семьей мы тоже остались в прекрасных отношениях. Его папа ходит на хоккей, мы с ним часто общаемся. Сам Женя как-то мне через него передавал привет. Правда, когда я попытался с ним встретиться в Америке, его «духовные наставники» не дали мне этого сделать. Они почему-то боятся Величкина, но мне это даже льстит. Боятся – значит, уважают.
Взгляд из Америки
Двукратный олимпийский чемпион Алексей Касатонов: «Наши игроки через суперлигу шантажируют НХЛ»
Что и говорить, Семенов поступил очень некрасиво: ударил по клубу в самый тяжелый момент, когда тренеру позарез были нужны игроки. По любым законам бизнеса это непорядочный поступок. К сожалению, там, где речь идет о больших деньгах, всегда имеет место грязь.
Хотя с историей отъезда в НХЛ Евгения Малкина этот случай ничего общего не имеет. Многие игроки пытаются использовать суперлигу, чтобы шантажировать НХЛ. К сожалению, в России все строится на личных отношениях. Но, как показывает практика, все контракты должны быть заверены на бумаге. Вскоре в НХЛ будут запрещены переходы, так что все команды стремятся усилиться перед началом плей-офф. Поэтому клубы в срочном порядке стали привлекать игроков. Позвали Семенова, он и уехал. На мой взгляд, корень всех бед в том, что у нас до сих пор нет договора с НХЛ. И все, в том числе Владислав Третьяк, это прекрасно понимают и, уверен, пытаются ускорить процесс. Отъезд Семенова – лишнее доказательство тому, что проблему надо решать как можно скорее.