На своих страницах «Спорт» уже неоднократно обращался к проблеме трудоустройства питерских воспитанников. Рассуждения эти касались не только выступлений за команды родного города, но и на территории стран бывшего СССР в целом.
А что происходит с тренерами, которые ассоциируются у болельщиков именно с Петербургом? Большинство из них по различным причинам не занимаются профессиональной деятельностью. Почему?
Чемоданы
Наверное, для начала стоит как можно точнее пояснить, кого считать «невостребованным специалистом». Будем называть таковыми достаточно известных тренеров с действующей лицензией, не работающих в настоящий момент в командах мастеров. Самый последний пример: Николай Воробьев, с 2004 года находившийся в тренерском штабе «Зенита», этой зимой оказался не у дел. Такова тренерская доля — всегда «сидеть на чемоданах», быть готовым к смене места работы. Воробьев, к слову, уже второй помощник, от услуг которого отказались в главной команде. Первым стал Владислав Радимов. Как уже ранее сообщалось, руководство «Зенита» обещало оставить Воробьева, как и Радимова, в структуре клуба.
— Со мной просто не стали продлевать контракт, — рассказал Воробьев «Спорту» в конце января. — Меня вызвал к себе генеральный директор «Зенита» Максим Львович Митрофанов и предложил другую работу в системе клуба. Но это предложение вскоре утратило актуальность по причинам, которые мне никто не объяснил. Больше мне с директором ни встретиться, ни переговорить хотя бы по телефону так и не удалось.
Больше никаких новостей о 51-летнем тренере нет.
— Восемь лет я проработал помощником, не буду скрывать — хочу работать главным тренером. Но время не по моей вине было потеряно. В конце февраля, когда команды укомплектованы и почти готовы к возобновлению сезона, найти работу практически невозможно. Сейчас занят поиском клуба, — рассказал вчера чемпион СССР — 1984.
Реализация
А ведь тот чемпионский состав «Зенита» подарил целую плеяду одаренных тренеров помимо Воробьева — Михаила Бирюкова, Анатолия Давыдова, Сергея Веденеева, Николая Ларионова, Юрия Желудкова, Вячеслава Мельникова, Владимира Клементьева, Сергея Дмитриева. Не все они оказались нужны большому футболу. Сейчас некоторые из них работают в «Зените», в других клубах. Но можно ли сказать, что реализовывается по максимуму тот же Давыдов, работающий в молодежном составе? Или, например, его помощник Николай Ларионов? Пусть на эти вопросы каждый ответит сам.
Есть и другая, самая малочисленная группа. Это петербургские специалисты, трудящиеся в клубах ФНЛ и второго дивизиона. Речь о Сергее Францеве, Сергее Дмитриеве, Борисе Горовом и Константине Лепехине.
Все остальные — вне большого футбола. Среди них, например, безработный Сергей Герасимец. Вячеслав Мельников, Виталий Лебедев, Владимир Голубев, тренирующие детей. Анатолий Зинченко, работающий в Федерации футбола Петербурга. Все они могли бы трудиться в профессиональных командах, будь спрос, заинтересованность клубов или самих тренеров.
Голод
В чем причины невостребованности? Их несколько. Некоторые в силу возраста и здоровья не готовы к интенсивной деятельности, хотят проводить больше времени в кругу семьи. Некоторые, напротив, стремятся именно работать: неважно, в каком городе. Другой вопрос, что часто взгляды наставников и руководителей клубов расходятся. Принципы селекции, задачи, пути их решения — все это имеет большое значение для тренера с именем.
Один из таких людей, пожелавший остаться неизвестным, рассказал о поиске работы:
— В Питере всего две профессиональные команды — «Зенит» и «Петротрест». Я не зациклен на том, чтобы работать именно здесь. Готов работать даже в любительских коллективах. Главный критерий — наличие перспектив. Не хотелось бы участвовать в кратко срочных проектах.
Среди петербургских любительских команд этот тренер выделяет «Русь». Это, по его словам, очень амбициозный проект, рассчитанный на работу с молодежью. Но устроиться даже на уровне КФК очень непросто.
— Очень часто все зависит от того, кто лоббирует твои интересы, — говорит тренер. — Многие клубные руководители заинтересованы в том, чтобы с командой работали «карманные тренеры». Далеко не все готовы на это пойти.
Востребованность — очень относительное понятие. Конечно, интерес ко многим специалистам есть. Но, коль скоро руководство не готово пойти на условия потенциального тренера, считать его востребованным нельзя. Другое дело, когда, достигнув определенного уровня и заняв свою нишу, человек не хочет расти. Ведь тренер — тот же художник. А художник, как известно, всегда должен быть голодным.