• «Встретил Лукаса Веру в «Магните», он пытался говорить с кассиром на испанском». Большое интервью футболиста, который сменил «Зенит» на «Оренбург»

    Данила Хотулев рассказал, почему ушел из «Зенита» в «Оренбург»

    18.03.23 08:43

    «Встретил Лукаса Веру в «Магните», он пытался говорить с кассиром на испанском». Большое интервью футболиста, который сменил «Зенит» на «Оренбург» - фото

    Фото: ФК «Оренбург»

    Источник:Спорт день за днём

    Автор:

    Карьера Данилы Хотулева за пределами «Зенита» складывается неплохо. Несмотря на то, что период игры за «Оренбург» в Первой лиге нельзя назвать по-настоящему успешным, следующий сезон в РПЛ он начал основным игроком.

    Центральный защитник с левой ногой – это дефицитное амплуа не только в России, но и во всем мире. Однако Хотулев входит в топ-2 игроков РПЛ на позиции по цифрам продвижения мяча, а поэтому заслуженно играл в стартовом составе пока не получил травму в концовке первой части сезона. Не удивительно, что «Оренбург» в зимнее трансферное окно выкупил его контракт у «Зенита». В 20 лет он играет в РПЛ достаточно уверенно.

    Также уверенно Данила начал интервью, вспомнив, что год назад мы точно так же общались на сборах в Турции, когда он только-только перешел в «Оренбург» на правах аренды.

    – В прошлый раз мы с тобой тоже общались на сборах. После этого я руку сломал в последней контрольной игре и выпал на месяц.

    – Думаешь это из-за меня?
    – До этого в карьере ни одной операции (смеется).

    Будем верить, что после второго нашего разговора травмы обойдут Данилу Хотулева стороной. В этом интервью вы узнаете:

    – о причинах перехода из «Зенита» в «Оренбург»;

    – об ужасном и одновременно удивительном выходе в РПЛ;

    – о неудачной выездной серии «Оренбурга» в РПЛ;

    – о разгромном поражении от «Зенита» (0:8);

    – о тяжелой адаптации латиноамериканцев «Оренбурга» к России;

    – об особых качествах Владимира Сычевого (Писарского);

    – о том, почему нельзя говорить «надеюсь».

    Чудо с выходом в РПЛ

    – Как получилось, что «Оренбург» не вышел в РПЛ с первого места?
    – За три тура до конца сезона никто не представлял, что такое может произойти. Когда два матча оставалось, то напряжение подвисло.

    – Скажи честно, была уверенность, что уже вышли в РПЛ?
    – Стали волноваться, когда игра с «Текстильщиком» тяжело складывалась. На выезде мы проигрывали 1:2 после первого тайма. Нас так разнесли в раздевалке…

    – Марцел Личка же самый спокойный тренер в России, разве нет?
    – В публичном поле и в раздевалке – это два разных человека. Обычно он действительно спокоен, но в тот момент вообще нет.

     

    В итоге во втором тайме мы выправили. Я забил первый и единственный пока гол за «Оренбург». Но после той игры остался осадок – поняли, что еще ничего не решено, хотя мы и выиграли 5:2.

    – На последней домашней игре с «Долгопрудным» готовился праздник по случаю выхода в РПЛ. Ты знал?
    – Нет. Только после «Волгаря» (2:2) прочитал об этом в новостях. Вроде бы в Астрахань привозили золотые футболки (пресс-служба «Оренбурга» сообщила, что из-за суеверия футболки остались только в планах. – «Спорт День за Днем»).

    Данила Хотулев в «Оренбурге»

    Зато потом Уфа приготовила торт, принесли его в раздевалку, а мы вышли вместо них в РПЛ.

    Вывод: не нужно торопить события (смеется).

    – Как вообще воспринималась заваленная концовка чемпионата изнутри?
    – После «Волгаря» вообще никто не разговаривал. Все были опустошены, просто в пол смотрели.

    Но после первого матча с «Уфой», когда отыгрались с 0:2 поняли, что еще можем выйти в РПЛ. Перед ответной игрой для нас подготовили ролик – там выступали семьи игроков, говорили напутственные слова. Это правда зарядило! После этого ролика в Уфе начинали как будто сразу со счетом 1:0, настолько заряжены все были.

    – Какие эмоции ощутил, когда Андрей Малых забил тот самый гол?
    – Я сидел на скамейке и вообще не было тревоги. Как будто знал, что все равно ковырнем как-нибудь этот мяч.

    Данила Хотулев и Андрей Малых

    После гола было смешно. Малых убежал праздновать в дальний угол поля. Естественно, вся скамейка рванулась к нему через все поле. Мы были уверены, что судья даст финальный свисток уже. Бежали на рывке ни о чем больше не думая. Я пока бежал – ноги забились. Бегу обратно – тренеры мне что-то кричат. Сначала подумал, что меня удалили, но, думаю, странно, почему меня? Оказывается, меня на замену выпускают прямо сейчас. А у меня ноги вообще забитые. Быстро накидываю футболку, пока жду замену, пытаюсь хоть немного потянуться. В итоге еще целую минуту пришлось играть, «Уфа» постоянно забрасывала верхом, но мы все-таки устояли.

    – Что для тебя по эмоциям было сильнее – чемпионство с «Зенитом» или такой выход в РПЛ с «Оренбургом»?
    – Этот матч в Уфе, потому что значимость выше.

    – В итоге первые полгода в «Оренбурге» непросто для тебя складывались, верно?
    – Не все получалось. Думаю, это из-за травмы – я пропустил первые матчи, поэтому было сложнее с ходу втянуться. Обиднее всего был привезенный пенальти в Хабаровске, с которого они забили единственный гол, и мы проиграли. А могли, наверное, выйти в РПЛ напрямую там.

    – Обычно команды, которые борются за выход в РПЛ, делают ставку на опытных. Не удивлялся, что Марцел Личка так много доверяет молодым?
    – Зато с «Уфой» играли по большей части опытные. Но Марцела могу только поблагодарить за доверие даже в последних матчах первенства.

    Аршавин в Оренбурге

    – Летом «Оренбург» был единственной командой, которая проводила сборы в Турции. Куда вас увезли?
    – Мы были на базе «Фенербахче». Примерно 1300 метров над уровнем моря. Первый день вышли на тренировку – все поле в облаках. Мы даже друг друга не видели. У нас еще тренировка тактическая, а ты от штрафной до центра уже не видишь. Боялись, что так будет каждый день, но это было только один раз.

    – Тренировки на высоте – это же еще дополнительная нагрузка на легкие.
    – Первые дни точно было тяжело дышать. Потом уже привыкли. Прикольный опыт.

    Данила Хотулев

    Изначально мы должны были провести там первый сбор, чтобы потом спускаться ниже и ниже, чтобы легкие привыкали. Но «Фенер» в последний момент решил тренироваться на своей базе. Поэтому первый сбор мы провели в совершенно другом месте, которое даже не планировалось изначально.

    – Ты понимал, что будешь основным центральным защитником в РПЛ?
    – Я не был в этом уверен, потому что летом приехал Павловец, а я был в аренде. В тот момент кто-то писал якобы нас с Кравцовым возвращают в «Зенит». С Кирей мы общались, я знал, что он возвращается. Но про себя я такого не слышал. Даже если и были обсуждения, то до меня они не дошли.

    – Тем не менее, Андрей Аршавин время от времени приезжал в Оренбург.
    – Первый раз было перед игрой с «Долгопрудным». Видимо, приехал в надежде, что мы выйдем в РПЛ. Мы с ним тогда не общались. Виделись только потом, когда приезжал под мой день рождения. Это было перед игрой с «Сочи», когда мы выиграли 4:1.

    – Ты позвал Аршавина к себе на день рождения?
    – (Смеется.) Ага, конечно. Знаю, что ему понравился «Оренбург». Он Марцела назвал лучшим тренером первой части сезона.

    Неудачная выездная серия

    – Показалось, что первые матчи у «Оренбурга» не складывались в РПЛ.
    – Психологически еще не были готовы. Давление сказывалось. Когда с Первой лиги выходишь в РПЛ, то думаешь, что там игроки намного сильнее. По факту плюс-минус одного уровня. Но в голове это давило.

    После первой победы на выезде над «Пари НН» (2:0) поняли, что можно играть спокойно. Нижний уверенно борется за выживание, к тому моменту не проигрывали шесть матчей, но мы их объективно переехали. Тогда отпустило окончательно.

    – Почему такая неудачная выездная серия была?
    – Ну а какие у нас соперники были – «Спартак», «Ростов», «Зенит», «Краснодар», «Локомотив». С «Динамо» мы могли выигрывать, у них не было явного преимущества по игре. Тем более в начале сезона у нас был закрыт аэропорт – выезды стали адскими. Мы не понимали, почему не могут поменять кругами матчи хотя бы в Ростове и Краснодаре, чтобы мы не меняли три транспорта в дороге. 2,5 часа на автобусе в Орск, там самолет в Ставрополь – 3 часа и еще 4-5 часов на автобусе. Даже в Хабаровск 9 часов лететь проще, потому что самолеты, как правило, большие, можно расположиться удобно.

    Думаю, весной исправим проблему выездных матчей.

    – Та самая игра с «Зенитом» (0:8). Что произошло?
    – 10 ударов, 9 – в створ, 8 голов. То есть залетало в тот вечер все.

    Владимир Обухов и Данила Хотулев

    До нас «Торпедо» отбивалось до 85-й минуты (потом проиграли 0:2. – «Спорт День за Днем»): в той игре мяч вообще не хотел идти в ворота – штанги, перекладины, но только не в ворота. А у нас, что ни удар – все залетало.

    – Но «Торпедо» сидело у своих ворот.
    – По-моему они за центр поля ни разу не перешли.

    – «Оренбург» так не играет.
    – И мне это очень нравится. Помнишь прошлое интервью? Ты записал такой заголовок: «В «Зените» изменил представление о футболе». Я тогда рассказывал про игру в 4-3-3, постоянный прессинг и игра первым номером. В «Оренбурге» фактически то же самое. Ну а крупный счет – это случается на этапе строительства новой команды. Такого не должно быть, но трудно было этого избежать.

    Не считаю, что лучше было бы проиграть 0:2 или 0:3, но ни разу не перейти за центр поля. Мы же с «Зенитом» могли 2-3 гола забить. У Сыча точно момент был.

    – Не удивляет тебя, что команда только вышла из Первой лиги, но не отсиживается в обороне ни с кем?
    – Марцел сам говорит: «На что будут смотреть наши болельщики? На то, как мы отбиваемся?»

    Данила Хотулев

    Мне многие писали слова поддержки после «Зенита». И в целом, принимаешь такое поражение. Это «Зенит». Зато на следующую игру выходишь с правильным настроем: если ты не боишься «Зенита», то разве будешь бояться Нижний?

    Если против топ-соперников играть в один футбол, а против остальных – в другой, то нужна сильная гибридность. Может, это и возможно, но мы такое не практикуем.

    Особый менталитет латиноамериканцев «Оренбурга»

    – Летом пришли латиноамериканцы. Как их уровень?
    – Мощнейший. Хотя я даже не знал команды, из которых они приехали.

    – Я слышал, что латиноамериканцы совсем по-другому реагируют на неудачные результаты. Это так?
    – Перед играми они никогда не будут сидеть с серьезными лицами в наушниках и настраиваться так на игру. Они всегда выглядят расслабленными. Они не переоценивают важность игры, всегда могут пошутить и разрядить обстановку. Видно, что они не боятся ответственности. Да, могут ошибаться, но потом все исправляют.

    Поначалу Мансилье было очень тяжело. У него мало что получалось. Но он не сидел и не грустил, всегда ходил с улыбкой и в итоге набрал.

    Лукас Вера

    Ну и, конечно, в бытовом плане им бывает непросто. Я как-то встретил Лукаса Веру в «Магните», он пытался что-то на испанском объяснить кассиру. И я подумал в тот момент, какие проблемы у человека возникают от простого похода в магазин. Это не такая большая сложность. Но только представь, что заходишь в магазин и ничего не понимаешь – ни что написано, ни что говорят вокруг.

    – Видимо, латиноамериканцы больше вместе проводят время.
    – Да, им помогает, что между собой хотя бы могут говорить на испанском.

    Также было и в «Зените». Бразильцы тоже стараются проводить время вместе.

    – Непосредственно в команде с адаптацией проблем не возникало?
    – Им помогает переводчик. Плюс Личка говорит по-испански. Он вообще столько языков знает – русский, английский, чешский, испанский. Но в основном старается все теории проводить на русском. Что-то выборочно переводит на испанский, но в остальном переводчик это делает. То есть нет такого, что он больше внимания им уделяет.

    Владимир Сычевой

    – В центре внимания в первой части сезона был Владимир Сычевой.
    – Я с ним жил в одном номере на выездах.

    – Я не могу понять, за счет чего он забивает свои голы. Ты что-то увидел в нем?
    – Всегда нацелен на ворота. Иногда ему помогает, что он не пытается партнеров выводить на ударную позицию. Сыч много губил моментов, когда можно было кому-то выкатить на пустые, но тогда он бы не забил свои 14 голов.

    Нельзя сказать, что ему просто везет. Он много работает в зале, вкалывает на тренировках, поэтому все его голы – это результат плодотворной работы.

    – У меня есть теория, что в «Крыльях» ему будет сложнее, чем в «Оренбурге», потому что у вас намного качественнее моменты создают партнеры?
    – Тем серьезнее вызов для него самого. Может, наоборот, больше станет забивать.

    – Какие качества Сычевого можешь выделить по тренировкам?
    – С Азмуном, конечно, его не сравнить. Но тоже отлично бежит за спину.

    Данила Хотулев и Владимир Сычевой (Писарский)

    Плюс работа в прессинге – он вообще не ленится, дает хороший объем. Если по матчам посмотреть, то даже на 85-й он спокойно ускоряется на полполя. Для центрального нападающего он прекрасно готов физически.

    – Продолжаете общаться с ним?
    – Иногда с ним в PUBG играем. Я обычно не играю, но с Володей можем в свободное время.

    – Зимой приехал еще один аргентинец – центральный защитник Матиас Перес. Успел понять, что он собой представляет?
    – Удивился, что он невысокий. Я и сам невысокий. Читал, что у него 185 см рост, но по факту где-то 177 или 180. Потом посмотрел еще в «МЮ» центральный защитник 177 см, тоже аргентинец. Думаю, что для них это не проблема. Видно, что парень обучен. Тоже не зацикливается на проблемах, постоянно улыбается.

    – Откуда же у наших футболистов берется, что на матч надо настраиваться так, будто любая игра на жизнь или смерть?
    – Думаю, что это от жизни в России. Я не расхваливаю другие страны, но мы первый сбор проводили в Дубае – там все люди на улице улыбаются, и им хочется улыбаться в ответ. В России такого нет. Может, из-за погоды. На меня вот погода давит. В Москве подавляющее большинство людей ходят с хмурыми лицами.

    – В этом плане в Оренбурге получше, чем в Петербурге?
    – Солнца больше. У меня семья живет в Питере, и каждый раз теперь, когда я приезжаю, то удивляюсь, как там вообще жил. В Оренбурге мне нравится погода.

    Трансфер в «Оренбург»

    – Зимой тебя «Оренбург» выкупил. Насколько для тебя это важно?
    – Без учета топов «Оренбург» – это супервариант, поэтому было бы странно не согласиться. У меня и так все мысли с командой. Никогда не думал, что в «Оренбурге» временно, и поскорее бы вернуться в «Зенит».

    – Быстро договорились?
    – Не сразу было понятно, что меня выкупят зимой. Это могло произойти летом. Но «Зенит» не стал препятствовать. Ну мог бы я вернуться летом – оставался бы год контракта. В «Зените» линия укреплена. Зачем я там сейчас? В «Зенит» надо идти уже готовым.

    Данила Хотулев

    Вообще переход из молодежного футбола во взрослый правда дается непросто. Особенно для центрального защитника, для которого первое важное качество – его голова, а второе – опыт. И во взрослом футболе нужно набраться опыта как можно скорее.

    – В «Зените» непросто набираться опыта, когда там Деян Ловрен и Ярослав Ракицкий.
    – Ко мне всегда хорошо относились, но в «Оренбурге» уделяют больше времени разбору твоей игры. В «Зените» ты больше предоставлен сам себе. Один раз сказали, как надо делать – делаешь. Только в «Зените»-2 в начале разбирали матчи, но потом это сошло на нет.

    – Зато партнеры помогают. Ты рассказывал, что Ракицкий помогал тебе работать над первым пасом.
    – Еще с Дзюбой была история. Он же всегда хочет выигрывать. Даже в приставку на сборах хочет побеждать в каждой игре. У меня такой же менталитет, поэтому я его понимаю. Но после одной из двусторонок, в которой мы играли вместе, он в грубой форме мне напихал. Даже Азмун пришел меня поддержать. Он тогда рассказал, что ему в 18 лет в «Рубине» Сесар Навас точно так же пихал, поэтому посоветовал не воспринимать критику серьезно.

    Данила Хотулев в «Зените»

    В тот момент воспринимать такую обратную связь от Дзюбы было тяжело, хотя и по делу. Но это часть процесса адаптации в команде. Спустя время мы с ним нормально общались. Дзюба даже интересовался переговорами с «Оренбургом», говорил, что обязательно надо ехать. Знаю, что и за моей спиной Артем всегда хорошо обо мне отзывался. Но то, как он мне тогда напихал, я запомнил на всю жизнь.

    – В этом плане в «Оренбурге» лучше взаимоотношения?
    – Мне часто дает подсказки наш спортивный директор Дмитрий Андреев. Повезло, что он играл центрального защитника. Поэтому делится полезными советами. Например? Я все время старался отобрать мяч без фола. Постоянно вертелась мысль в голове – не надо фолить. Но фол в центре поля без желтой – ну и что? Значит где-то можно сыграть чуть жестче. Такие моменты мне подсказывал Андреев. У меня и в «Зените» была такая проблема. Я это и сам понимал, но за одну игру не так просто исправиться. В «Оренбурге» через игры это прошло.

    – Здорово, что Дмитрий Андреев близок к команде.
    – Сейчас вообще не знаю, кто в «Зените» спортивный директор. Когда был Рибалта, то я его вообще не видел. А в «Оренбурге» Андреев каждый день с командой.

    «Надеюсь» – плохое слово

    – Осень хорошо провели. Какая цель на весну?
    – Изначально у нас цель – сохранить прописку в РПЛ. Хотя мы и на 8-м месте, нельзя думать, что все уже решено. Как только начнем так думать, то все вспомнят «Долгопрудный» и «Волгарь», как посыпались в конце прошлого сезона. Поэтому надо набирать очки и подниматься как можно выше.

    – Ответный матч с «Зенитом» будет принципиальным для тебя?
    – Главное, чтобы не 0:8 (смеется). Но если честно, в голове отдельно этот матч не держу – надо идти от игры к игре. Уверен, что результат придет к нам. Тем более, что дома слабых матчей вообще не было.

    Данила Хотулев

    С ЦСКА были все шансы, «Краснодар» и «Ростов» вообще не подъехали.

    – Из соперников кто наибольшее впечатление произвел?
    – «Зенит». Подбор футболистов несравнимый. Со «Спартаком» и «Локомотивом» сложно матчи складывались. Во втором круге должны сыграть с ними лучше. Те поражения были в начале сезона. Но после «Зенита» мы не провели ни одной явно проигрышной игры. Значит, те оплеухи пошли на пользу.

    – Надеюсь, весной уже без оплеух?
    – Надеяться нельзя. Надо от себя отталкиваться. В «Зените» психолог объясняла, что «надеюсь» – плохое слово. Нужно говорить так: «Я буду работать, чтобы это случилось». Это правильный настрой.

    Фото: ФК «Оренбург», ФК «Зенит»


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»