В последние десять минут матча в Пльзни Виктор Гончаренко то и дело брал новую бутылку воды. Но не для того, чтобы пить чтобы через минуту бросить оземь. Рядом клокотал Павел Врба, периодически произнося нехорошие слова. Кто обижается на тренерскую агрессию после матчей не видит этого. Мне довелось постоять прямо за скамейками. Стал умнее, как будто бы за несколько минут прочитал несколько толстых книг по психологии.
Бой на родине колбасы
Матч «за Лигу Европы» кончился, как и ожидали: в стрессе от полного неведения. С одной стороны, нельзя сказать, что ЦСКА однозначно заслужил гол скорее, приманил терпением и характером, что постоянно требует проявлять Гончаренко. С другой, «Виктория» отыграла второй тайм совершенно иначе, чем первый. Мы так и предполагали: драматургически матч будет сильным именно потому, что команды сами должны были дать себе ответ на вопрос «на что мы способны». Чехам предстояло отвечать за последние неудачи всего своего футбола, ЦСКА определять точность выбранного курса и нынешнего положения в обществе. Армейцы, как всегда, вылезли. Не всем понятно, как именно.
Такие у них и юноши. За несколько лет посмотрел четыре-пять матчей резервистов ЦСКА. Все время одно и то же: выделить кого-то одного из жесткой схемы не представляется возможным. В селе Прештице, где помимо стадиона, заявленного на юношескую лигу УЕФА, есть еще довольно известный региональный колбасный цех, существенных изменений также не настало. Даже чехи удивлялись: что это вдруг ЦСКА так скованно атаковал? Почему поставил на борьбу и плотность? Почему коллеги из Москвы им расхваливают Шаповалова, если он ни за один мяч зацепиться не может? Матч заканчивается 1:1. При такой игре гости не могли рассчитывать на большее. Но и на меньшее тоже.
Прихожу к выводу, что когда видел в юношах Головина, не отмечал даже его. И с этим даже готовы согласиться сотрудники красно-синих. Почему-то в ЦСКА принято разгоняться по миллиметру, невидимым постороннему глазу способом. И постепенный прогресс юношей заметен только тем, кто видит резервистов каждую неделю в течение нескольких лет. Из множества похожих друг на друга матчей рождаются свои воспитанники, которые «вдруг» оказываются способными играть за основную команду.
Кто заставил плакать Роналду
Точно так же, как колобка в поисках носа, можно вертеть на ладони случай Чалова. Весь прошлый сезон нападающий подозрительно смахивал на «форварда стратегического плана». Гончаренко даже Вернблума ставил на острие атаки, потому что Федор терялся за квадратными спинами чужих. В Пльзни Роман Хубник тоже «окучил» Чалова с самого начала, заставив того уйти в тень до конца тайма. Но один раз он почти попал в дальний угол (выручил Козачик), сделав перед этим всего два решающих движения, второй раз выиграл корпус у довольно мощного защитника и забил. Губник остался лежать, просто потому что не успел сделать шаг. Резкости и определенности качеств у Чалова стало больше. Шесть голов в чемпионате России уже выглядят менее странно (именно такое слово используют многие специалисты, с кем доводилось обсуждать Федора: «странный игрок»). Это происходит, опять же, незаметно и не до конца понятно.
Резервов для роста у ЦСКА еще полно. Поэтому ничья в Чехии, скорее, приобретение, раз в первом тайме игра не получилась совсем. Не всем понятен был и сам Гончаренко: Бийвол, больше мешал Облякову, чем «чистил» пространство перед защитниками. Пришлось дергать то вверх, то вниз Дзагоева, а тот себя искал всю игру сам. Алан не выходит на поле месяцами в этой ситуации сложно быть богом.
Наш детский доктор говорила перед летом: «Шапочку летом нужно приклеить к голове, чтобы не было солнечного удара». Похожую принципиальность Павел Врба применил, видимо, к своему защитнику-хулигану Давиду Лимберскому, который в чешской лиге проводит времени у чужих ворот больше, чем у своих. Левый фланг «Виктории» считали уязвимым местом, но в итоге Лимберски утоптал даже самого Фернандеса, благо его умело выбивал из колеи специально приготовленный под этот случай Коваржик, даже в Чехии выходящий больше на замены. Лимберски послушно ждал своего шанса подключиться, пока ЦСКА на первых минутах искал превосходство. К середине тайма великолепно умеющая насыщать пространство «Виктория» уже загнала соперника на его половину, и плоховато стало всем, даже Фернандесу в Пльзни он очень долго казался совсем не страшным. Когда Лимберски шведой вложил мяч в «ракетку» Крменчику на второй гол, в Валенсии даже всплакнул Криштиану Роналду он всегда был завистлив до чужих достижений.
Что приносит удачу
ЦСКА оказался в сложной и предсказуемой для себя на предстоящей сезон ситуации: «крутые» не всегда окажутся в состоянии поддержать молодых. И поэтому удачно что есть Влашич, свежая кровь, без бэкграунда из травм и чемпионата мира. Ну а чтобы было «удачно», следует иметь сильный скаутинг и поменьше душевных метаний ответственных за процесс.
Гончаренко перестроением на 4-3-2-1 после перерыва признал неудачный первый тайм, и Влашичу сразу же удалось сделать первый нацеленный длинный пас в штрафную. Армейцы получили выжать из откровенно плохой игры результат по капле, что и сделали. Второй тайм очень напоминал то, что происходило во встрече юниоров: мяч часто был вверху, множество отскоков, борьбы. Этим ЦСКА и придавил «Викторию», самую «игровую» чешскую команду, но, оказывается, не имеющую такого уж большого опыта, чтобы удержать счет 2:0 в игре с командой, которая еще в августе была больше похожа на проект.
Чудес на свете гораздо меньше, чем об этом говорят. Гончаренко все время упоминает слова «характер» и «сто процентов». Других специфических рецептов у клубов, которые экономят, нет. Армейцы этой ничьей выиграли себе шанс на Лигу Европы? Возможно, вы окажетесь удивлены еще больше.
Пльзень