Принимая решение о переходе на систему «осень — весна», президент РФС Сергей Фурсенко заявил, что это должно сподвигнуть клубы заняться инфраструктурой, в частности строить манежи. Может, такой уже появился в Томске? Или в Перми, Нижнем Новгороде, Самаре, где в эти дни нежарко.
В Питере градусник показывает –15°С. Скоро — матч «Зенита» с «Бенфикой» в Лиге чемпионов. Затем, в марте — возобновление чемпионата России. Что мешает провести их, скажем, в СКК «Петербургский»? Раньше ведь, в советские времена, там играли. И сейчас турниры международного уровня проводят. Возможно ли вернуться «под крышу» в принципе? Ведь болельщикам во Дворце всяко лучше, чем на продуваемом всеми ветрами стадионе, где в начале весны не мерзнет только снег.
У знаменитого спортивного врача, который много лет проработал в штабе Валерия Лобановского, критичное отношение к игре не только на морозе, но и даже на современных синтетических покрытиях.
Опасно для здоровья
— Савелий Евсеевич, решение — проводить матч на морозе или нет — принимает главный судья. Но ведь ни он, ни инспектор, как правило, не профессиональные медики. Мнение врачей в этом вопросе не учитывается?
— Ну, знаете, для того, чтобы предвидеть опасные последствия для здоровья футболистов, необязательно иметь медицинское образование. Достаточно просто быть человеком, чтобы понять: игрокам грозит, например, серьезное обморожение. Но сегодня любой спорт, а футбол особенно, — большой бизнес. Проведение любых соревнований сопряжено с большими затратами — команды расходуют серьезные средства на переезды, живут в дорогих гостиницах, готовятся к матчу. И вдруг приходит врач со словами «играть нельзя»? Представляете, как на него посмотрят? Я когда-то работал в конькобежной сборной, и даже в то время организаторов не останавливал тридцатиградусный мороз. В том числе на международном уровне.
— 15 градусов мороза — оптимальная граница, чтобы ставить вопрос о возможности проведения встречи?
— Такую норму принял УЕФА. Что же касается вреда для здоровья, то, насколько знаю, специальных исследований медицина не проводила. Но как врач считаю: не только в 15 градусов, даже в 12–13 играть — значит издеваться над организмом.
— Какая тогда, по вашему мнению, должна быть максимальная допустимая норма?
— Думаю, ниже 8 градусов мороза — уже опасно для здоровья.
Даже у технарей возникают проблемы
— Какие части тела особенно страдают в такую погоду?
— В первую очередь сердечно-сосудистая система, которая обеспечивает нормальную работу организма, в том числе при низких температурах. Ведь возникает кислородное голодание. Очень страдает дыхательная система. И конечно же, мороз пагубно сказывается на опорно-двигательном аппарате и мышцах. При морозе нормально работать они не могут. В таких условиях особенно повышается опасность надрывов, разрывов и повреждения связок.
— Что должны делать тренерский и медицинский штабы команд, дабы нейтрализовать воздействие мороза?
— Особая роль принадлежит массажистам. Разогревать мышцы футболистов они должны очень тщательно. Категорически нельзя использовать синтетические препараты! Это просто губительно для мышечной системы. Только натуральные мази и крема.
— Сами футболисты о чем должны позаботиться?
— Надо обязательно утеплить ноги дополнительными штанами, одеть специальные стельки, шапочка — только из натуральной шерсти, никакой синтетики!
— Как такая погода сказывается на действиях игроков?
— Мороз понижает температуру мышц, из-за чего они теряют чувствительность. Как следствие — ухудшается техника. Зачастую даже у классных мастеров очень страдает исполнение.
— Почему Валерий Лобановский не любил синтетически поля?
— Они были такого качества, что провоцировали травмы, в первую очередь мышечные. Однажды сборная СССР готовилась к матчу с Францией, команда собралась в Москве и накануне вылета провела тренировку в манеже. Так вот Чивадзе на той синтетике порвал мышцу. Поэтому логично, что рисковать здоровьем футболистов Валерий Васильевич не хотел. По этой же причине он в 1990-е годы на Кубок Содружества отправлял дублирующий состав. Зачем терять игроков при подготовке к сезону?
— Какие еще опасности подстерегают футболистов на синтетическом покрытии?
— В советское время в манежах выделялась пыль. Это приводило к кислородному голоданию. Сегодня технологии позволяют делать покрытия, которые не так опасны для здоровья. Это касается нагрузки и на мышцы, и на дыхательную систему. В «Лужниках» ведь команды играют постоянно, и надо признать, что травмируются там футболисты нечасто. Тем не менее определенный вред игра на синтетике и в манежах все равно приносит.
— Какой же выход?
— В данном случае все-таки лучше тренироваться и играть в закрытом помещении, чем на морозе. Это случай, когда приходится из двух зол выбирать меньшее.