В прошлом сезоне Владимир Полуяхтов, бывший футболист петербургского «Динамо», вылетел из РФПЛ вместе с «Оренбургом», с которым также впервые поднялся в элиту. В этом сезоне 28-летний защитник рискует повторить судьбу уже с «Анжи». Чтобы этого не допустить, необходимо набирать как можно больше очков и желательно даже обыгрывать «Зенит» на его поле. Чтобы не начинать с грустного, корреспондент «Спорта День за Днем» вспомнил вместе с Полуяхтовым о матчах 1/4 финала Лиги чемпионов, и только потом мы перешли к воспоминаниям о «Сатурне», Леониде Слуцком, Сочи и «Оренбурге».
В «Сатурне» были суперусловия
— Как действующий защитник, скажите, в пределах правил действовал Мехди Бенатия против Лукаса Васкеса или там все-таки был повод для назначения пенальти?
— Представьте, а если бы «Ювентус» вел 2:0 и в конце такой пенальти не поставили бы в ворота «Реала»? Игроки «Юве» переживали бы не меньше. Пенальти был. Касание небольшое, но оно все-таки случилось. Как бы обидно это ни было.
— Не ожидали таких результатов в четвертьфиналах в Лиге чемпионов?
— Удивился, конечно. Предполагалось ведь, что в полуфинал выйдут «Манчестер Сити», «Барселона», «Реал» и «Бавария». В итоге каждый матч оказался сложным. В этом сезоне Лига чемпионов всех порадовала своей непредсказуемостью.
— Вы начинали играть в Вологде. Как там обстоит дело с футболом?
— И тогда, и сейчас существует СДЮСШОР.Обычная спортивная школа, ничего особенного. Там проходил ежегодный турнир, к нам приехала команда из Раменского. На турнире меня «Сатурн» и присмотрел. Тренеры позвали в клубный интернат. С этого началась моя профессиональная карьера.
— Не побоялись уехать из дома в Москву?
— Я еще до Вологды жил в спортивном интернате. То есть адаптирован к таким условиям. В первый интернат приехал уже в 14 лет.
— В «Сатурне» условия были намного лучше, чем в Вологде?
— Там суперусловия! Все было! И жили, и учились в одном здании. Очень удобно. Были большие корпуса, качественные поля, медицинский центр. Уровень отличный. К тому же «Сатурн» был представлен командами в КФК, во второй лиге и премьер-лиге. Для первой команды тоже созданы отличные условия. База сумасшедшая! Кстати, Португалия будет тренироваться в Кратово во время ЧМ-2018.
— Верно понимаю, что вы начинали играть центрального защитника?
— Нет, ошибаетесь. Я сначала вообще опорного играл, когда только приехал в интернат. У нас несколько ребят «сломались» перед игрой. Тренер осторожно спросил меня: «Сможешь сыграть крайнего защитника?» Я сказал, что смогу, и сыграл. В то время после каждой игры тренеры определяли лучшего игрока команды. Я стал лучшим и с тех пор переквалифицировался в крайнего защитника. В дальнейшем приходилось выходить и в центре обороны. В «Оренбурге», например. Для меня это никогда не было проблемой. Справа или слева — это непринципиально.
— Это у вас с того времени сохранилась привычка помогать атаке?
— Современный футбол требует активных подключений в атаку. Нет такого, что четыре игрока защиты отвечают только за оборону. Сейчас в футболе важны быстрые переключения из атаки в оборону и обратно.
— Плюс ко всему у вас отличная обводка. Откуда?
— Даже не задумывался (смеется). Наверное, уделял этому много внимания. В детстве часто оставался после тренировок на поле, что-то отрабатывал.
— Многие специалисты считают, что левый защитник должен быть исключительно левоногим. Вы правша, но играете слева. Возникали проблемы из-за этого?
— Вообще без проблем. Со временем привык. Но некоторые тренеры действительно имеют такие предпочтения. Например, считается, что подачу с левого фланга могут выполнить только левши. Но я с такими тренерами никогда не сталкивался. Проблем из-за этого не возникало.
Слуцкий меня не заметил
— В основную команду «Сатурна» вы не пробились, играя постоянно во второй команде. Насколько тот опыт второго дивизиона оказался полезен?
— Очень! Такая спецшкола! Переход из детского футбола во взрослый ощутим. Можно сказать, набил шишек, набрался опыта. Если не попал сразу из дубля в первую команду, то надо все равно где-то играть. Лучше набираться опыта во второй лиге, иметь постоянную игровую практику. Слава богу, я постоянно играл, тренерский штаб мне доверял. Но, конечно, футбол в ПФЛ совсем другой. Много борьбы, постоянные столкновения и подкаты. Однако это тоже идет на пользу.
— Со странными решениями судей по тем временам не сталкивались?
— К этому уже спокойно отношусь. Может быть, и было такое, но не запомнилось.
— Судейские ляпы уже стали неотъемлемой частью российского футбола?
— Нет, просто я стараюсь не обращать на это внимания. Не помню, какой тренер сказал однажды: «Арбитры судят как умеют. Какой смысл обращать на них внимание?»
— Правильно понимаю, вы поддерживаете четкую иерархию: «молодежка» — вторая команда — первая команда?
— Скорее всего. Пусть не всегда игроки переходят из второй команды в первую, как, например, в «Спартаке»-2 и «Зените»-2. Помню, Луческу говорил, что у него столько молодежи, что он не успевает ее всю просмотреть. Но ведь для игроков главное — это играть. Некоторые из них уходят в другие клубы. Однако это правильно, что после выпуска из академии игроков не бросают на произвол судьбы. Для этого вторые команды и нужны — это дает им еще один шанс остаться в футболе.
В Европе много таких примеров, особенно в Италии и Испании. Там даже 22-летние играют во вторых командах. На случай, если у игрока не получилось пробиться в большой футбол — травма или просто не прошел конкуренцию, они не бросают его и зачастую дают возможность работать в клубе. Это выдающийся уровень.
— Тем не менее в первую команду «Сатурна» вы не пробились, а сначала и вовсе отправились в аренду в «Москву», где не сыграли ни одного матча. Почему?
— После интерната меня не сразу взяли в дубль «Сатурна». Появился вариант с ФК «Москва». Они меня выкупили, так что это даже не аренда была. Но я там не закрепился, поэтому через полгода вернулся в «Сатурн», уже во вторую команду в ПФЛ.
— В «Москве» шанса не дали?
— Можно сказать, я не воспользовался. Леонид Слуцкий приходил смотреть на тренировки дубля, но меня не заметил. Наверное, дело во мне.
Бояринцев взял в Сочи под свое крыло
— После «Сатурна» вы оказались в Петербурге. Опыт местного «Динамо» запомнился?
— Да. В тот момент я начал тренироваться с главной командой «Сатурна», но играл все равно в дубле. Тогда главный тренер Андрей Гордеев посоветовал мне уйти в аренду до конца сезона, потому что нет смысла сидеть просто так. Сергей Францев, возглавлявший «Динамо» в то время, оказал мне большое доверие. В свое время он работал с Бердыевым. Мне с ним было комфортно. От Францева я почерпнул многие нюансы в игре защитника. А по окончании аренды с «Динамо» я должен был вернуться в «Сатурн», но как раз в этот промежуток команда распалась.
— С «Динамо» в то время связаны жуткие воспоминания. Зарплату толком не платили. Что вы помните об этом?
— Какие-то деньги все равно платили стабильно. Совсем с пустым карманом не оставался. Но я был в аренде, мое дело — отдаваться на поле. Об этом не думал. На тот момент семьи не было, жили вместе с моей девушкой, с которой в итоге поженились. Нам хватало на жизнь.
— Петербург как город оставил приятное впечатление?
— Да. Я даже сейчас собираюсь переезжать жить в Петербург.
— Серьезно?
— Ну да (смеется). Вологда — это тот же Северо-Запад. У меня много друзей живет в Петербурге. Это будет удобно. Хочется переехать, но мне все почему-то говорят про плохой климат.
— Климат в Петербурге непростой.
— Вот так мне и говорят (улыбается). Но я настроился переехать в Петербург. Посмотрим, как сложится.
— Могу лишь пожелать удачи в осуществлении таких планов. Помимо Леонида Слуцкого, вы успели поработать еще и со Станиславом Черчесовым. Каков опыт «Жемчужины-Сочи»?
— Там играл Денис Бояринцев, ранее выступавший за «Сатурн»! Мы уже были знакомы на тот момент. Он меня взял под свое крыло. Жили с ним в одном номере. Были забавные ситуации. Идем мы по Сочи. Мимо проходит человек, видимо фанат «Спартака», и спрашивает: «Денис, можно с вами сфотографироваться?» Дальше, обращаясь ко мне: «Молодой человек, можете нас сфотографировать?» — «Да-да. Вставайте ближе». Ден в таких случаях улыбался и приговаривал: «Ничего-ничего, Вова, у тебя все впереди. Все нормально будет!» Мы с Бояринцевым всегда были вместе. Очень ему благодарен за то время.
— На тренировках уже ощущалось, что работаете с будущим главным тренером сборной России Станиславом Черчесовым?
— У него подход строгий. Дисциплина — прежде всего. И профессиональный подход ко всему. Ни одна команда первой лиги, мне кажется, не сдавала во время тренировки лактат (сдача крови для проверки на уровень молочной кислоты. — «Спорт День за Днем»). С нами были особые специалисты, все было на высочайшем уровне. Кстати, тогда же с нами был Игорь Смольников. То есть команда была отличная.
— Обидно, что в итоге ничего не получилось?
— Конечно. Планы были грандиозные…
Еще до вылета «Оренбурга» хотел покинуть зону комфорта
— Со Станиславом Саламовичем поддерживаете отношения с тех пор?
— Только при встрече. Другого общения нет.
— Не обидно, что Черчесов не попробовал вас в сборной? Всем известно, что с левыми защитниками в национальной команде у нас караул.
— Нисколько. Не обращаю на это внимания. Это его видение футбола. За результат в первую очередь отвечать будет главный тренер. Исходя из этого определяется выбор игроков.
— Многие с критикой относятся к выбору Черчесова. В частности, насчет Игоря Денисова. Вы в этой ситуации на чьей стороне?
— Денисова, конечно же, надо вызвать в сборную России! Он сильный «опорник». Игоря, а еще Олега Шатова и Артема Дзюбу надо обязательно вызывать на домашний чемпионат мира.
— Вы же после Сочи переехали в Оренбург. Самые яркие моменты в карьере здесь произошли с вами?
— Не все так сладко было. Мы же сначала во вторую лигу вылетели и потом не сразу выиграли ФНЛ. У меня были другие варианты по ходу игры, но хотелось достичь больших высот с «Оренбургом». К счастью, нам удалось это сделать. Только за вылет из премьер-лиги обидно. Не хватило совсем немного.
— Есть понимание, почему не удалось сохранить место в элите?
— Сами виноваты.
— Говорили, что на стыковые матчи со «СКА-Хабаровском» не осталось эмоций. Действительно это так?
— Я бы не сказал. Как это не хватало, когда на кону такие перспективы. Могли и дальше радовать болельщиков… Я прожил уже эти моменты, и вспоминать их тяжеловато.
— Первое время, наверное, было полное опустошение?
— Да. Когда домой приезжал, друзья, бывало, начинали разговор об этом. Я сразу говорил: давайте менять тему, лучше о чем-нибудь другом.
— Тем не менее время в «Оренбурге» самое памятное в вашей карьере — победа в первенстве ФНЛ, первый опыт премьер-лиги и полуфинал Кубка России?
— Конечно. Помимо этого, у меня две дочки родилось за это время. Так что для меня это отличные воспоминания. До сих пор общаюсь с друзьями в Оренбурге, с болельщиками.
— Они тоже с теплотой вспоминают вас. Если вдруг так случится, что «Анжи» вылетит, а «Оренбург» выйдет в премьер-лигу, готовы вернуться?
— Честно говоря, даже не задумывался об этом. Но если честно, еще до вылета от «СКА-Хабаровска» у меня были мысли о том, чтобы покинуть «Оренбург». В команде и клубе все было прекрасно. Это стало для меня определенной зоной комфорта. Хотелось попробовать что-то новое.
Семья не хотела ехать в Махачкалу
— «Анжи» связался с вами сразу по окончании прошлого сезона?
— Не совсем. Были разные варианты. Не только из второй восьмерки РФПЛ. Но они все просили подождать, говоря, что нужно что-то утрясти. Например, главный тренер согласен был меня взять, а кто-то в руководстве был против. Или наоборот. Время тянулось. Я уже тренировался отдельно от команды с тренером по физической подготовке. Решил, что ждать не буду и поеду в Махачкалу.
— Не сразу согласились на «Анжи». С вами связывался лично Александр Григорян?
— Да. Сказал мне, что клуб и лично он заинтересованы во мне. Если буду выдерживать конкуренцию, то смогу постоянно играть. Сначала семья была против этого варианта. Ни они, ни я не имели даже малейшего представления о Махачкале и этом регионе в целом. Но все оказалось нормально.
— Семья поехала с вами?
— Нет, они живут в Москве. Старшая дочка занимается гимнастикой, поэтому мы отдали ее в очень хорошую местную школу. Периодически семья приезжает ко мне. Здесь солнца много, поэтому хорошо отдыхать.
— Иными словами, климат лучше, чем в Петербурге.
— Это точно (смеется).
— О Григоряне мнение неоднозначное. В работе на тренировках он такой же, каким предстает на пресс-конференциях и флэш-интервью?
— На тренировках он может как пошутить и посмеяться, так и отправить после занятия бегать по кругу. Григорян использует и кнут, и пряник. Поговорить на повышенных тонах с игроком он может, но я считаю, что это нормально.
— По игре «Анжи» не был так плох в начале сезона. Справедлива ли отставка Григоряна или можно было бы его уговорить остаться?
— Здесь так же, как с Черчесовым. Главный тренер отвечает за результат. Результата не было. Причем не только в начале этого сезона, но и в концовке прошлого. От этого многое зависело.
— Вы ведь переходили из «Оренбурга» в «Анжи» вместе с Вадимом Афониным…
— Только он чуть-чуть пораньше пришел. Я только потом узнал, что Вадим тоже переходит. Позвонил ему, он говорит, что делает визу, чтобы на сборы улететь. Я ему ответил: «Жди меня. Тоже скоро подъеду».
— Почему же ему не удалось закрепиться в «Анжи»?
— Полагаю, Вадим такой человек, что ему непросто вне зоны комфорта. Но он здесь хорошо играл. Неожиданно Вадим уехал. Возможно, не нашел общего языка с новым тренерским штабом и решил вернуться в «Оренбург». Вадим ведь легионер. Учитывая, что в «Анжи» взяли Пауля Антона, держать еще одного легионера на одной позиции нелогично.
— Антон будет посильнее Афонина?
— Сложно сказать. Для меня они оба хороши. Просто так сложилось.
— С приходом Вадима Скрипченко сильно изменилась игра «Анжи»?
— Поменялось в первую очередь восприятие футбола. Ментально мы стали играть чуть по-другому. Думать не только о результате, чтобы только обороняться ради сохранения выгодного счета, а еще и играть в футбол. Быстрый переход из обороны в атаку — это прививает нам тренер. После тренировок мы смотрим, например, чемпионат Англии или Италии и видим, что в топ-чемпионатах как раз в такой футбол и играют. Потеря — мгновенный выход из обороны в атаку и гол в две-три передачи. Эти моменты очень важны.
— Как раз таки это восприятие футбола помогает «Анжи» вырывать очки в концовках матчей?
— Да. Конечно, это помогает. Надо вырабатывать дух победителя. Это идет от тренировок. Постоянно нужно думать о победе.
Заболотному предстоит справиться с критикой
— В первом круге «Анжи» уже удивил «Зенит». Близки были к тому, чтобы победить, но даже ничья (2:2) кажется хорошим итоговым результатом. Вы довольны набранным очком или жаль, что не смогли победить?
— В таких случаях обычно говорят: «Если бы мне сказали до игры…» Голы пропустили необязательные. Конечно расстроились, потому что нам важно набирать очки с любым соперником.
— На какие моменты обращал внимание Вадим Скрипченко перед той игрой?
— У «Зенита» сильные фланговые игроки. Они быстро переводят игру с одного фланга на другой, минуя лишние короткие передачи. Важно было следить за подачами справа, ведь там играл Бранислав Иванович. Помню, играли Кокорин и Дзюба. На них важно было акцентировать внимание в обороне. Они хорошо взаимодействуют между собой.
— На тот момент «Зенит» еще первым шел. Ощущали, что играете с лучшей командой чемпионата?
— Тогда они хорошо играли и шли по турнирной таблице. Да, у них сейчас есть спад, но это нормально. У всех такое бывает.
— Как относитесь к тому, что «Зенит» набрал в команду пять аргентинцев?
— Честно говоря, мне все равно (улыбается). Это не мое дело.
— Вы так хорошо отозвались про Шатова и Дзюбу. Они не слабее аргентинцев?
— Не то что не слабее. Может, даже сильнее. Тем более ребята играют не только за себя, но и за логотип на футболке.
— Кто больше досаждает защитникам — Дзюба или Антон Заболотный?
— Заболотный сильно играет головой. У Дзюбы неплохие габариты, и он отлично выбирает позицию. Хорошо играет с мячом. Оба хороши. Только Артем матерый уже, а Антон пока только шишки набивает. У него еще все впереди. Просто на него свалилось сейчас много критики. С этим ему надо еще справиться.
— «Анжи» сейчас не в лучшем положении находится по отношению к зоне вылета. Что нужно сделать, чтобы спастись?
— Нужно действовать раскрепощенно. Если думать о плохом, то оно и случится. Главное, хорошо настраиваться. Надо выходить на поле и думать о победе над любым соперником.
— Неприятный опыт «Оренбурга» в этом помогает? Понимаете, чего допускать не нужно ни в коем случае?
— Там была другая ситуация. В последних турах тогда мы во всех домашних играх побеждали. Здесь чуть иначе. «Анжи» может спастись от вылета без всяких «стыков». Все зависит только от нас.
Использованы фото: РИА «Новости»; «Спорт День за Днем» (Игорь Озерский), ФК «Анжи»