Двукратный олимпийский чемпион, вице-президент ПХК ЦСКА Алексей Касатонов рассказал о том, как он помирился с Вячеславом Фетисовым. А также порассуждал о судьбах сборной России, московского ЦСКА и Ильи Ковальчука.
— Все очень рады, что вы в итоге помирились с Вячеславом Фетисовым.
— Время, возраст. Мы стали мудрее. Общались уже на протяжении двух последних лет, как я вернулся в Россию. И я очень благодарен судьбе за то, что Слава пригласил меня в наш родной клуб. Я надеюсь, это будет успешное сотрудничество.
— Сложным получилось возвращение?
— Сам процесс занял какое-то время. Само возвращение — нет, не сложное.
— Ждать возвращения на лед легендарной пары защитников Фетисов — Касатонов?
— Я сейчас, по-моему, больше, чем когда бы то ни было, играю и тренируюсь. Вообще ночной хоккей такой популярный стал, среди организаторов идет настоящая борьба за лед. А вот тему возвращения в ЦСКА мы еще не обсуждали. В первую очередь с Сергеем Львовичем Немчиновым — генеральным менеджером (смеется).
СКА сделал выбор в пользу Каспарайтиса
— ЦСКА сейчас находится на предсезонном турнире в Словакии. Плюс на прошлой неделе мы видели команду в матче против «Ак Барса». Какое впечатление на вас производит армейская команда?
— Победа есть победа, тем более над таким соперником, как обладатель Кубка Гагарина. Это сильнейшая наша команда. Порадовало и то, что полстадиона было заполнено болельщиками. Люди соскучились по хоккею. Если говорить о матче, то выпал первый период. Но Сергей Немчинов предпринял необходимые перемены, в итоге мы выиграли. Второй и третий период мы провели отлично. Это создает настроение, задел к сезону. Видно, что ребята сплачиваются, отдаются игре. То направление, которые мы выбрали, — правильное.
— Для вас не только ЦСКА, но и СКА родная команда.
— Конечно, я родился и вырос в Санкт-Петербурге. В СКА отыграл полтора сезона. Это команда, в которой я начинал свой путь. Поэтому да, это моя команда тоже. Мы разговаривали с Александром Медведевым. О том, что оба клуба армейские. И должны быть ближе друг к другу. В конце месяца поеду в Питер играть за Газпром (Алексей имеет в виду товарищеский матч в ближайшую субботу между СКА и СКА-1946, в котором примут участие и хоккеисты ООО «Газпром экспорт». — «Спорт»).
— В СКА вас тоже звали работать. Почему выбор был сделан в пользу московских армейцев?
— Потому что СКА сделал выбор в пользу Дарюса Каспарайтиса. Которого, кстати, хочу поздравить с рождением сына. Надеюсь, хоккеиста.
— С какими чувствами вы наблюдаете за селекцией СКА, который скупает звезд?
— У Питера есть преимущество перед Москвой. В том плане, что здесь столько футбольных и хоккейных команд, а там только «Зенит» и СКА. Поэтому и концентрация болельщиков выше. И возможностей больше, ведь весь город работает на эти команды. Если говорить о потолке зарплат, то он существует для всех. Для того Континентальная лига и создавалась, чтобы следить за этим. Чтобы соблюдались как нижние, так и верхние границы потолка. Чтобы команды не скупали хоккеистов и не сажали их на лавку, чтобы обезвредить соперника. КХЛ жестко по этим вопросам выступает. Если будут нарушения, о них все узнают. Все хотят выиграть Кубок Гагарина. Но без имен ничего не сделаешь.
Ковальчук все равно будет в «Нью-Джерси»
— Как вы относитесь к «мыльной саге», касающейся подписания Ильей Ковальчуком нового контракта?
— Это как раз тоже говорит о том, что у НХЛ помимо законов есть моральный кодекс. Люди, реально мыслящие и заботящиеся о бизнесе, говорят, что нереально играть еще 17 лет. Да, Челиос выходил на лед и в более старшем возрасте. Но тут очевидно, что контракт был составлен для того, чтобы обойти закон. У человека, которому заплатили $120 млн, нет необходимости продолжать карьеру. Как была у того же Игоря Ларионова. Он-то просто зарабатывал на жизнь. Тогда играли, пока ноги до колен не стирались. Поэтому лига так и поступила. Но Илья все равно, я думаю, будет играть в «Нью-Джерси». А клуб убьет сразу и второго зайца. Видимо, Патрик Элиаш уже не оправдывает ожиданий. Да, он был лидером команды, но Ковальчук станет новым лидером.
— На месте игроков КХЛ вы бы сделали выбор в пользу НХЛ сегодня?
— Если говорить о моем отъезде в НХЛ, то и до приглашения в команду я выезжал туда на протяжении лет пятнадцати. Проводили турниры, товарищеские матчи. Но, конечно, когда ты живешь там постоянно, видишь совсем другие стороны действительности. В «Нью-Джерси» делали все для того, чтобы мы быстрее адаптировались и к стране, и к условиям, и к правилам, ко всему. Процесс прошел быстро, и я рад, что все сложилось так. Если бы мне предложили прожить жизнь заново, то я повторил бы все так же. Хотя сегодня ситуация немного иная. Я вижу, что некоторые ребята, которые сегодня могут биться за место в НХЛ, предпочитают оставаться здесь. Они хорошо зарабатывают, у них приличные условия, они кумиры в своих командах. Возможно, если бы у меня тогда был аналогичный выбор, я думал бы дольше. Но у нас такого выбора не было.
Нельзя проигрывать там, где мы обязаны побеждать
— На прошлой неделе Вячеслав Быков и Игорь Захаркин продлили контракты с Федерацией хоккея России по системе «2 + 2 года». Каково ваше отношение к этой новости?
— Это компромисс. Все знают, что тренеры хотели четырехлетние контракты, но федерация попала под критику. Хотя вариант «2+2» — это все равно четыре года. Все-таки сборная — это не клуб, это святое. Я понимаю, если бы подписали по системе «1+1». Тем более после провального сезона. Ведь результата следовало ожидать. Что на Олимпиаде в Ванкувере, что на чемпионате мира с таким составом игра была совсем безликой. А ведь мы так и не получили ответа на вопрос, как такое вообще могло произойти. Опять какие-то коммерческие тайны у нас в спорте, которыми уже Счетная палата занимается. Видимо, такой маленький контракт дали нашим тренерам, что показать стыдно. Поэтому рождаются такие слухи.
— А в чем, на ваш взгляд, кроются причины нашей неудачи на Олимпиаде?
— Я считаю, что не хватило опыта тренерам. И федерация не использовала весь потенциал, который мы имеем. У нас ведь есть Жамнов, Каменский, Гусаров, Буре… Мы их не используем, а значит, теряем. Этими знаменитыми в прошлом хоккеистами можно было усилить штаб. Их опыт, безусловно, помог бы команде. Даже просто общение с такими мастерами пошло бы на пользу команде. Звезды смогли бы найти нужные слова, чтобы игроки сборной избежали недооценки соперника. Ведь так много в прессе писали, что мы сильнее всех, что у нас нет соперника. Команда не смогла сплотиться. Мы не были готовы к войне. Не к игре, а к войне. Ведь канадцы как раз вышли умирать на льду. Кстати, на чемпионате мира, на мой взгляд, состав был еще сильнее, чем в Ванкувере. И в этом случае уж точно надо было разбираться с соперниками. Возможно, сочетания были не самые удачные найдены. Почему, например, Овечкин выходил в защите? Плеймейкер занимался не своим делом однозначно, хотя как раз в начале турнира он действовал на своей позиции. И у него явно пошла игра, он забивал в каждом матче. Вот это и есть оценка.
— Но все-таки успехи сборной сослужили отличную службу всей КХЛ?
— Однозначно! Эти два золотых года привлекли и болельщиков на трибуны, и бизнес в хоккей. Ведь все хотят вкладывать в успешные проекты. Поэтому и нельзя проигрывать! Поэтому мы и пытаемся донести до федерации то, что надо работать над этим! Ведь падает интерес, это сказывается на всех. Даже на детском хоккее. Тем более что мы могли побеждать. Естественно, что от федерации сейчас спонсоры отворачиваются. Все взаимосвязано.
— Верите, что до Сочи ситуация исправится?
— Надо смотреть. Например, евротуры эти. Загнали же ребят, которые были основой сборной, — Морозова, Зарипова… Ну невозможно после финала Кубка Гагарина ехать на этот Евротур, а потом еще и чемпионат мира отыграть. Тем более что в евротурах как раз можно проверить молодежь. И для Сочи, и вообще на будущее. Одно дело потенциал, а другое — в деле увидеть, на что игрок реально способен. Такова моя позиция. Считаю, что в сильнейшем составе можно проводить только домашний этап. Тем более что там есть новогодний перерыв, да и до чемпионата мира времени достаточно.
Мы ни от кого не отказываемся
— Горячая тема межсезонья в КХЛ — появление ОХК «Динамо». Как вы относитесь к объединению двух клубов?
— Могу только поздравить болельщиков «Динамо». Это будет один из самых грозных соперников. Тем более что команда выступает в нашем дивизионе. Олег Знарок — главный тренер — провел великолепный сезон. Поменял многое в философии нашего хоккея. Довел клуб с маленьким бюджетом до седьмого матча финала плей-офф. Конечно, время потребуется и на притирку. Тут надо все с нуля создавать. Ясно, что планка установлена высоко — только Кубок Гагарина. Конечно, время и терпение потребуются.
— Прокомментируйте изменения в составе ЦСКА.
— Во-первых, к нам пришел Николай Пронин. Этот форвард уже был капитаном нашей команды. Мы считаем, что он — очень важное для нас приобретение. Яна Марека мы склонны считать нашей звездой. По его настрою, самоотдаче видно, что он настроен на один из лучших своих сезонов в карьере. Взяли несколько словаков и чехов, в частности, для того, чтобы было комфортно Яну Мареку. Стив Валикетт — второй вратарь из «Рейнджерс» — приехал в ЦСКА. Словом, все говорит о том, что мы идем вперед. Пол Штясны — игрок НХЛ и АХЛ. Это мощное усиление. Ребята, которые от нас ушли, либо закончили, либо оказались в командах, не являющихся лидерами КХЛ. Я считаю, что селекционная политика была успешной.
— Нашивка капитана от Константина Корнеева вернулась к Николаю Пронину. Это сложный момент для команды?
— Мы посчитали, что Пронин может дать больше именно как капитан. А Корнеев, в свою очередь, прибавит как игрок, если с него снять дополнительную ответственность. Но он, естественно, один из лидеров коллектива. Это сто процентов.
— Если у ваших воспитанников Широкова, Филатова, Гончарова не получится пробиться в НХЛ, вы ждете их обратно?
— Что значит «ждете»? Мы не собираемся держать место под кого-то — мы строим команду, создаем коллектив. Будет день — будет пища. Все будет зависеть от результата. Будет место? Или не будет? Если они усилят состав, то, конечно, мы их возьмем. Может, кто-то удачно встанет на вакантное место. Почему мы должны отказываться от хорошего? Ребята делают свой выбор, мы делаем свой. Идем вперед с теми, кто в нашей команде. А там — будем смотреть. Мы ни от кого не отказываемся, естественно. Ни от этих игроков, ни от других.