• Вице-чемпион Европы–1996 Радек Бейбл: «Объединение чемпионатов бесполезно для Чехии»

    Встречи

    10.01.13 15:56

    Вице-чемпион Европы–1996 Радек Бейбл: «Объединение чемпионатов бесполезно для Чехии» - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Автор: Спорт день за днём

    Белую голову стремительного, жесткого центрального полузащитника Радека Бейбла российские уважаемые телезрители впервые увидели в 1996 году, когда команды России и Чехии оказались в одной группе на британском Евро. В последней встрече группового турнира команде Олега Романцева нужно было непременно выиграть и, как всегда, надеяться, что помогут в параллельном матче.

    На чужих нам полагаться отродясь заказано, а вот сами были близки к тому, чтобы заесть медом две ложки рыбьего жира, предложенные немцами и итальянцами. Владимир Бесчастных при счете 2:2 за пять минут до финального свистка «плюнул» откуда-то из-за штрафной в «девятку» ворот Петра Коубы. Казалось, все кончено для чехов, но Владимир Шмицер сравнял счет уже в добавленное время. С воспоминаний об этой перестрелке и начался наш разговор с Радеком Бейблом сразу по окончании матча Чехия — Азербайджан на Мемориале Гранаткина. Кстати, резкий блондин с тех пор ничуть не изменился…

    Мостового я расстроил

    — Помните ту игру, Радек?
    — Еще бы, она была из разряда тех, что запоминаются на всю жизнь! Дикий матч! Хорошо, что Владя Шмицер забил в конце и обеспечил нам дорогу в плей-офф. Вот только, представляете, забыл, до его свадьбы игрался тот матч или он уехал жениться сразу после него. Знаю только, что Душан Угрин отпустил его на пару дней домой прямо по ходу турнира.

    — Какое впечатление у вас тогда было от русской команды?
    — Та сборная по составу была сильной, многие футболисты выступали за границей в хороших клубах. Но в целом на турнире вы сыграли слабо из-за внутренней разрозненности, игроки, кажется, не слишком сходились во взглядах с тренером Романцевым. Это сказывалось на игре.

    — Каким образом?
    — Я говорю о чисто внешних проявлениях. Обиженных реакциях, раздражении в игровых ситуациях…

    — Гол Бесчастных с ясного неба казался вам справедливым?
    — Нет, не казался, если учесть, как матч складывался. В первом тайме мы играли значительно сильнее соперника, все было в наших руках. Моментов создали уйму. Но все забить все равно невозможно, а русские смогли своими шансами во втором тайме воспользоваться. В любом случае мы сыграли справедливую ничью, которая нас вывела дальше.

    — Кто вам из той команды был больше всего знаком?
    — Мостовой, Карпин, которые играли против меня в Испании. Еще Черчесов, который потом уже работал тренером в Австрии, когда я там еще выступал как игрок. Всегда здоровались при встречах. Знаю, что он и Карпин сейчас тренируют в России… Что касается Мостового, то припоминаю, что и в той игре, о которой мы говорим, и в чемпионате Испании, где я выступал за «Атлетико», а он — за «Сельту», мы часто действовали в одной зоне. Один раз мне тренер в Испании велел играть против Мостового персонально, и я как следует вывел его из себя (смеется).

     

    — Обзывался?
    — Нет, вел себя не грубо, но расстраивался.

    — Что же вы такое с ним делали?
    — Что может делать игрок, которому велели играть персонально! Это всегда неприятно для того, кого опекают. Мостовой был опасный для нас игрок, которого требовалось закрыть. Что я и делал.

    — А потом в России ходят легенды, что чехи провокаторы и умеют сыграть грязновато…
    — Я бы сказал, что мы умеем приспосабливаться к соперникам самого высокого уровня, и это является нашим плюсом. Но я не стал бы говорить, что прямо все наши игроки были зациклены на обороне своих ворот. Вот Ян Коллер, к примеру, совсем не умел обороняться.

    Петржела не был грубым

    — Многие ваши соотечественники, по сути, прописались в России. Вы же сами здесь были нечастым гостем, верно?
    — Помню только один свой визит к вам: в составе «Рапида» на матч квалификационного раунда Лиги чемпионов с «Локомотивом». Нам тогда удалось с долей удачи добиться победы и выбить вашу команду, что в России восприняли как фиаско. Никто такого не ожидал, все считали «Локомотив» фаворитом.

    — Должность начальника команды и ассистента главного тренера в юношеской сборной Чехии соответствует вашим ожиданиям от послеигрового периода карьеры?
    — Я уже пять лет работаю с юношами и детьми, эта работа меня мотивирует и доставляет удовольствие. Кроме того, мои сыновья оба играют в футбол, а тот, которому 12 лет, занимается в команде «Виктория Жижков», которую я тренирую.

    — Той самой «Виктории», которую тренировал Властимил Петржела не так давно…
    — Да, именно так. Причем я пришел в клуб, как раз когда он в нем работал. Мы нечасто общались, так, пару раз были рабочие встречи.

    — Было заметно, что он — большой специалист по молодежи?
    (Смеется.) Мне это было очевидно гораздо раньше, ведь при Петржеле я дебютировал в чемпионате Чехии как игрок, в составе «Славии».

    — Тогда Петржела сам был молод, говорят, совсем горяч был…
    — Да нет, я этого особо не замечал. Он точно не был ни агрессивным, ни грубым, ни каким-то вообще особенно нервным. Он доверял молодым, и лично у меня с ним никаких проблем не было. Когда он переехал в Россию, следил за его успехами. Петржела сделал себе хорошее имя…

    На «Лев» не хожу

    — Как правило, чешская система подготовки молодежи выпускает весьма качественных защитников и игроков оборонительного плана, которые востребованы в Европе и быстро помогают добиться взаимодействия в самых разобранных коллективах. Это так?
    — В основном да. Но если честно, мы бы хотели большего — давать дорогу в жизнь и талантливым игрокам линии атаки.

    — Но Томаш Росицки может родиться раз в двадцать лет…
    — И тем не менее основная задача, стоящая сейчас перед чешскими тренерами, — улучшить в целом креативные способности молодых игроков.

    — В принципе, прогресс налицо. В 2011 году ваши команды пробивались в финал чемпионатов Европы U-21 и U-19…
    — Потому что мы несколько изменили философию. Меньший акцент делаем на тактике, больший — на индивидуальном мастерстве, просим играть раскованно, с фантазией. Хотим уметь сами забивать голы.

    — Навскидку можете вспомнить хотя бы одного талантливого молодого русского футболиста?
    (Долгая пауза.) Признаться честно, нет. Не могу сказать, что я пристально слежу за тем, что происходит у вас.

    — Приход Романа Адамова в пльзень­скую «Викторию» не удивил? Особенно если учесть неудачный вояж в «Спарту» Александра Прудникова?
    — Не мне судить. Да и посмотреть в деле Адамова никто толком не мог, он почти не выходил на поле с тех пор, как пришел. Зато я слышал, что из группы молодых украинцев, которых летом взял «Слован» из Либерца, мало кто останется в коман­де. Похоже, этот трансферный шаг успеха не принес.  

    — Вы знаете, что в России дублерам платят больше, чем в Чехии — игрокам основного состава топ-клубов?
    — Слышал, что у вас крутятся большие деньги. Что ж, если ваша экономика позволяет так оплачивать труд игроков, если ваши власти считают, что это поможет поднять футбол на высокий уровень… Раньше ваши футболисты, наоборот, рвались за рубеж, сейчас ситуация поменялась, их все устраивает дома. Но высокие зарплаты молодым игрокам — это риск лишить их мотивации.

    — В России модно обсуждать возможность создания объединенного чемпионата стран СНГ. Кто-то даже сказал, что Чехия и Словакия тоже не прочь объединить силы…
    — Возможно, у вас все эти разговоры разогрел пример КХЛ, где выступают команды из разных стран. Что же касается объединения чемпионатов Чехии и Словакии, то, я считаю, чешскому футболу это никак не поможет. Что касается инфраструктуры, мы далеко впереди словаков.

    — Вы сами ходите в Праге на матчи КХЛ, вам нравится этот проект?
    — Нет, не хожу. И даже по телевизору смотрю хоккей крайне редко.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»