Новый старший тренер мужской сборной России по биатлону, лыжник Юрий Каминский дал большое интервью Sports.ru.
Каминский, по понятным причинам, до сих пор не приступил к полевой работе, а, учитывая революционную ситуацию в Союзе биатлонистов, может и не приступить... Однако прямо сейчас он босс Логинова, Гараничева и других.
Что главное мы узнали из интервью Каминского?
Для начала, вступление. Каминского встречают очень тепло. Он уже почти что любимец болельщиков без единой гонки. Давно в российском биатлоне тренера так не встречали. Почему? Он же даже не биатлонист, всю жизнь работал в лыжах! Никакого профильного опыта у нового тренера сборной нет.
58-летний Юрий Каминский успешен. Он наставник Никиты Крюкова, которого провел с детских лет, через юниорские старты до конца взрослой карьеры. Это убедительный успех, его не спишешь на работу первых тренеров, которых потом задвинули и забыли.
А Крюков самый успешный мужчина-лыжник (именно мужчина) в отечественной истории, олимпийский чемпион и трехкратный чемпион мира.
Отчасти его рекорд объясняется падением конкуренции в равнинных лыжах после 20 века и увеличением числа дисциплин. Тем не менее, Крюков честно бил норвежцев. Почти никому в мире это не удается, от того и разбежались все сборные из кросс-кантри.
Каминский пришел очень вовремя. Еще три года назад биатлонные болельщики от лыжника поворотили бы носы. «Фу, лыжи, там сплошной допинг, и вообще деревня». Припомнили бы биатлонные неудачи лыжника-тренера Лопухова, его же успехи забыли бы назвать.
А теперь лыжная сборная популярна, Елену Вяльбе на руках носят, и все ее специалисты на хорошем счету автоматом. У того же Каминского с Вяльбе были расхождения во мнениях, но, когда люди ссорятся и дают результат, это нормальный рабочий процесс.
Когда просто ссорятся это российский биатлон последних лет. За вычетом Александра Логинова, который, по своей воле, ни с кем не скандалит. С ним конфликтуют это бывает.
Юрий Каминский о Логинове: Этого спортсмена нужно поддержать
На Логинова не будут давить
Один из вечных вопросов российского биатлона: должны ли спортсмены сборной России заниматься в индивидуальном порядке. И можно ли их вообще отпускать из-под надзора «родителей». С одной стороны, примеры Антона Шипулина и Екатерины Юрловой говорят, что да, можно и должны.
С другой стороны, многие эксперты решительно против плюрализма за госсчет. А о Шипулине говорят, что, работая в общей команде, он принес бы больше пользы. И сколько Кубков мира дала его самоподготовка? Правильно, ноль. Сколько личных титулов чемпиона мира? Ноль.
Каминский не сторонник жестких мер. Он готов дать Логинову свободу работать с личным тренером Касперовичем. Если чемпион мира так захочет.
– Тренировать спортсмена, когда он не хочет выполнять какую-то работу в определенных условиях, бессмысленно. Нам надо реализовывать способности максимально, а если ты делаешь что-то чуть-чуть не так – зимой тебе может не хватить секунды или миллиметра в стрельбе. Бессмысленно тянуть спортсмена в те условия, которые он не хочет – скорее всего, это обречено на неудачу. Я еще в спортшколе, в регионе убедился, что много спортсменов в группе снижает качество работы, заявил Каминский Sports.ru.
Нагрузки будут большими
Стандартное оправдание российского биатлониста последних пяти лет на финише: «Начал вроде нормально, а потом что-то случилось... Что... Сам не знаю... Надо с тренерами обсудить...» У некоторых, вроде Матвея Елисеева, последний круг становится кругом Ада. Как будто человек с детства бегал ультра-спринты, а нормальную дистанцию впервые видит.
Мы, конечно, не эксперты, но обычно такое бывает от слабой физической подготовки. Юрий Каминский согласен.
У нас в приоритете довольно большие объемы аэробной и силовой работы. По силовой работе опыт у меня хороший, спринтерам она необходима в большей степени. Тут два основных принципа: не перебрать и обеспечить трансформацию вновь наработанной силы в соревновательные движения. Массированный приход силовой подготовки в биатлон случился позже, чем в лыжи – на несколько лет позже. Норвегия вообще делала это раньше других, потому что у них одни и те же научные идеологи и в лыжах, и в биатлоне. Норвежцы перестраивались раньше – может, поэтому в какой-то момент получили преимущество, говорит Каминский.
Результаты подтверждают его слова. Норвежцы абсолютные короли лыжных гонок, а на ЧМ-2020 по биатлону заняли первое место с 6 золотыми медалями.
Причем нынешнее викингское поколение далеко не сильнейшее. Йосси Бё, при всем уважении, не Бьорндален и уж точно не Бьорн Дэли. Норвежцы берут ровными эстафетами и высочайшим средним уровнем подготовки.
К сожалению, огромные нагрузки требуют высококачественного медицинского обеспечения, а с ним в России традиционный напряг, что и выливается в допинговые скандалы. Тут уж Каминскому потребуется помощь со стороны.
В Сочи плохая погода
Еще один вечный вопрос: почему сборная России не тренируется в Сочи? Там же так клево! Тут к словам Каминского нечего добавить:
- По условиям размещения, восстановительному центру, трассам Сочи – одно из лучших горных мест в мире. Наверное, только Сьерра-Невада в Испании лучше. Но похоже, что в Сочи очень переменчивый климат, который негативно влияет на состояние спортсменов. Кого-то рвет всю ночь – все признаки отравления, хотя со столовой все ок, другие в команде чувствуют себя хорошо. Тяжелые горы, заявил тренер.
Черноморское побережье безусловно, рай земной по сравнению с ноябрьским Петербургом, но на самом деле климат тяжелый. Увы.
Когда вообще тренировки сборной начнутся?
Нескоро.
– До 15 июня точно нельзя. Я готовлю три плана, исходя из возможных сценариев: 1) сильные ограничения практически до зимы; 2) умеренные ограничения до августа-сентября; 3) скорое смягчение/снятие – если с июля мы начнем нормальную работу. Кроме того нам надо еще и пристрелять оружие за границей, сообщил Каминский.
Здесь надо понимать важный момент. Все зимние федерации страшно перепуганы сезоном-2019/20, когда этапы Кубков мира срывались в последний момент, и, как следствие, пришлось платить компенсации организаторам за возращенные билеты и многочисленные убытки.
В сезоне-2020/21 федерации подготовили пути отступления и будут заранее отменять соревнования, а не тянуть до последнего, если вдруг случатся неприятности. Короче говоря, сезоны могут полететь коту под хвост.
Так что составление нескольких планов развития событий это не паникерство, а реализм. В любом случае, нас ждет откровенно переходный, не-олимпийский сезон. Его лучше потратить на перспективные наработки, нежели загонять команду к отдельным стартам, которые того гляди отменят.