Во второй день финала Гран-при определились чемпионы в двух видах программы у юниоров и победители соревнований спортивных пар у взрослых. Уже можно выделить одну общую тенденцию: все фигуристы независимо от возраста стремятся максимально насытить свои программы сложными элементами.
Асада рискнула и проиграла
Все шесть участников юниорского финала заявили по два-три четверных прыжка в произвольной программе, а лидировавший после короткой и будущий победитель Натан Чен — даже четыре. Не справился с заявленной сложностью никто. Не припомнить даже, чтобы на соревнованиях такого уровня кто-то не выполнил пять заявленных прыжков. Именно такую пятерку со знаком «минус» получил израильтянин Даниэль Самохин, начавший прокат «за здравие» с отличного каскада «4+3».
Японка Мао Асада еще раньше, чем Елизавета Туктамышева, начала рисковать и включать в короткую программу тройной аксель, который всегда считался мужским прыжком. Рискнула и здесь, в Барселоне. Начала короткую программу с него, причем аксель был исполнен в стиле Евгения Плющенко. Только потом японка сорвала каскад, а вместо тройного лутца прыгнула одинарный. По новым правилам, в короткой программе такая «бабочка» оценивается «баранкой».
Ну ладно, юниоры. Им, как справедливо выразился тренер победителя юниорского Гран-при Рафаэль Арутюнян, нужно рисковать, чтобы расти и совершенствоваться. Если делать только те элементы, которые отработаны до автоматизма, прогрессировать не будешь. А что заставляет идти на риск не только двукратную чемпионку мира Асаду, но и перешагнувших 30-летний рубеж Юко Кавагути и Александра Смирнова, в послужном списке которых две победы на чемпионатах Европы?
Артистизм победил технику
На Олимпиаде-2010 в Ванкувере они не рискнули включить в произвольную программу четверной выброс. Сейчас делают даже два. Сложнейшие элементы напоминают лотерею: удачное исполнение дает небольшую прибавку, которая, впрочем, может склонить чашу весов в пользу тех, кто рискует. Зато неудача может отбросить за черту призеров.
В Барселоне ученики Тамары Москвиной решили ограничиться одним четверным выбросом. Не было большой нужды рисковать дважды после двух падений Юко при исполнении прыжков просто. Рисковавшие в короткой программе, канадцы Мэган Дюамель и Эрик Рэдфорд после произвольной могли заказывать шампанское. На этот раз их рискованные элементы — параллельный тройной лутц и четверной выброс — дали необходимую прибавку.
Только посмотрев произвольную программу чемпионов мира из Канады, понимаешь, почему многие специалисты называют ее скучной. Да, исполняют Мэган с Эриком сложнейшие элементы, но между ними просто ездят из угла в угол. Программы российских пар на их фоне смотрятся настоящими спектаклями. Только, как пошутил Смирнов, артистическая сторона в финале Гран-при в Барселоне взяла верх над технической.
Чемпионами же стали Ксения Столбова и Федор Климов, которые как раз и нашли необходимый баланс между сложностью и артистизмом. Целый сезон после Сочи олимпийские чемпионы в команде и серебряные призеры в индивидуальном зачете искали себя. Не находили, как призналась их тренер Нина Мозер, необходимого куража в работе и на соревнованиях. В Барселоне, наконец-то, произошел прорыв. А к чемпионату мира тренер фигуристов обещает еще и четверной выброс в их исполнении…
Барселона
Результаты
Гран-при. Финал (Барселона, Испания)
Пары. Итоговое положение. 1. Столбова/ Климов (Россия) — 229,44; 2. Дюамель/ Рэдфорд (Канада) — 216,67; 3. Кавагути/Смирнов (Россия) — 206,59
Женщины. Короткая программа. 1. Медведева — 74,58; 2. Радионова (обе — Россия) — 69,43; 3. Асада (Япония) — 69,13.
Танцы. После короткого танца. 1. Уивер/ Поже (Канада) — 72,75; 2. Чок / Бэйтс (США) — 71,64; 3. Капеллини/ Ланотте (Италия) — 70,14… 6. Боброва / Соловьев (Россия) — 65,43