Футбольную Италию то и дело сотрясают скандалы, но то, как на Серии А скажется вполне вероятный дефолт правительства, оценить сегодня не берется никто.
Итальянская экономика валится набок, а сумма госдолга, достигшего 1,9 трлн евро, грозит дефолтом и развалом еврозоны. По крайней мере столь скептические нотки все чаще прослеживаются в тревожных сообщениях из брюссельской штаб-квартиры Евросоюза, чьи финансовые эксперты уже отчаялись в поиске формулы, которая могла бы спасти экономику на Апеннинах. Львиная доля платежей по обслуживанию того самого госдолга Италии приходится на 2012 год, и в случае если помощь не поступит извне (то есть из-за пределов ЕС, поскольку European Financial Stability Facility – европейский аналог стабилизационного фонда – в одиночку просто не потянет этот груз), дефолта не избежать, а вместе с ним и коллапса еврозоны.
Какое отношение это имеет к итальянскому футболу, спросит читатель. На данный момент только гипотетическое, поскольку футбол, действующий по законам бизнеса, не может существовать в отрыве от экономики страны. Иными словами, финансовые проблемы владельцев и крупнейших спонсоров клубов Серии А несомненно отразятся и на футбольных делах. Другое дело – в какой плоскости и в каком объеме. По мнению итальянских коллег, повальных банкротств и массовых распродаж игроков ожидать не стоит. Основной удар будет нанесен по трансферной политике – аппетиты придется умерить, пояса – затянуть. Естественно, неизбежно и сокращение зарплат, остается только понять – в каких пределах.
К примеру, нефтепереработка, являющаяся краеугольным камнем бизнеса семьи Моратти (отец нынешнего владельца «Интера» Массимо Моратти, Анджело, основал владеющую сегодня активами в Италии и Испании компанию SARAS в 1962 году) приносит стабильный доход. По данным ежеквартального отчета, опубликованного SARAS 11 ноября, доходы компании в первых трех кварталах 2011 года выросли на 33 % по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году, составив 8,1 млрд евро против 6,1 млрд евро, заработанных компанией в январе – сентябре 2010-го.
– Пока у «Интера» есть Моратти, у «Милана» – Берлускони, а у «Ювентуса» – семья Аньелли (владельцы туринского автомобильного гиганта FIAT. – ), я не вижу ситуации, которая могла бы для этих клубов стать критической, – рассказывает итальянский коллега Андреа Рамаццотти. – Другое дело, как быть с финансовой fair play, которую вводит УЕФА с подачи Мишеля Платини, ведь у всех перечисленных клубов – отрицательный финансовый баланс. Долги «Ювентуса» – 90 млн евро, «Интера» – 86… В чемпионате Италии это проблем не сулит, а вот с УЕФА они могут возникнуть.
У трех команд Серии В проблемы уже начались – за несвоевременную выплату зарплат игрокам и задержку с перечислением подоходного налога Федерация итальянского футбола (FIGC) минувшим летом наказала лишением двух очков «Бари» и одного – «Кротоне» с «Юве Стабиа». Футболистам задолжали зарплату за три месяца (в случае «Бари» – с апреля по июнь нынешнего года, в остальных двух – с января по март), и ответ FIGC не заставил себя ждать.
– Проблемы есть у всех, просто они разного масштаба – у грандов свои, у середняков – свои. Если грянет кризис, то ведущие клубы Серии А наверняка уже не смогут тратить на трансферы по 30 млн евро и платить суперзвездам по 8–10 млн евро в год, – продолжает Рамаццотти. – Клубы поскромнее, соответственно, будут решать те же задачи, только в рамках своих финансовых возможностей, но оптимизацией расходов придется заняться всем без исключения.
Сам Платини, в канун нового сезона выразивший в Монте-Карло свою озабоченность ситуацией, в которой футболистам не платят вовремя, продолжает бороться за соблюдение финансовой дисциплины.
– Зажигается много красных кнопок. Я волнуюсь за будущее футбола. Если футбол не может двигаться вперед, потому что игрокам не платят зарплату, то это очень и очень тревожно, – заявил Платини.
Скрытый миллиард
Проблему высоких зарплат часто называют ахиллесовой пятой Серии А. Перед началом сезона-2010/11 суммарный заработок 494 игроков, выступающих в элитном итальянском дивизионе, впервые в истории футбола на Апеннинском полуострове должен был превысить 1 млрд евро! Именно должен был, поскольку официальная сумма заявленных клубами зарплат составляла «лишь» 802 млн евро. Болеющие кальчо фанаты недоумевали – неужели их любимцы и впрямь согласились на сокращение зарплат? Ведь в предыдущем сезоне Самуэль Это’О в «Интере» заработал 10,5 млн евро, а в новом напротив его фамилии значились «скромные» 8 млн. На понижение, по официальной версии, пошел и Златан Ибрагимович – годом раньше в «Барселоне» его зарплата составила 12,5 млн евро, а по возвращении на Апеннины в «Милане» ему «положили» 9 млн за сезон.
На поверку финансовые аппетиты звезд оказались ничуть не меньше прежних, просто составители соглашений прибегли к юридической хитрости, введя так называемые «гибкие контракты», в которых наряду с фиксированной частью зарплаты значительную часть жалованья составляют различного рода бонусы и прочие вознаграждения. С их учетом суммарный заработок игроков Серии А и должен был пробить тот самый потолок в 1 млрд евро.
По мнению профессора экономики миланского Университета Боккони Фаусто Панунци, проблемы итальянских клубов кроются не только в заоблачных зарплатах игроков и крупных трансферных расходах, но, в частности, и в неумении клубов диверсифицировать источники доходов. Не секрет, что поддельную клубную атрибутику можно приобрести буквально на подступах к стадионам, и в борьбе за потребителя официальные экипировщики вчистую проигрывают изготовителям контрафактной продукции.
– Зачем платить 80 евро за футболку, которую выпустил официальный экипировщик, если за приблизительно 10 евро можно приобрести другую, которая выглядит практически так же? – цитирует недоумевающего ученого AP.
Краткосрочный компромисс
Минувшим летом новый сезон в Серии А оказался на грани срыва. Многомесячные переговоры Ассоциации игроков Италии (AIC) с руководством лиги на предмет подписания нового коллективного трудового соглашения зашли в тупик, и игроки в августе объявили забастовку. Первый тур, намеченный на 27 августа, в итоге пришлось перенести, а когда стороны пару недель спустя все же пришли к согласию, было принято решение начать новый чемпионат 9 сентября.
Достигнутое сторонами соглашение стало, скорее, промежуточной полумерой, и было бы ошибочно считать, что на этом затянувшийся конфликт оказался исчерпан. Отнюдь, ведь речь идет о контракте, срок которого рассчитан лишь на один сезон и формально закончится 30 июня 2012 года. Требования игроков, отраженные в так называемом «плане из восьми пунктов», были сформулированы предельно четко, но не все нашли понимание у руководства лиги, и дабы не ставить весь сезон под угрозу срыва, футболисты пошли на компромисс, но при этом не стали подписывать долгосрочное соглашение, поскольку контракт в его нынешнем виде их не устраивает, а значит, и подписывать его на три-пять лет нецелесообразно. Так что перед началом сезона-2012/13 футбольную Италию, скорее всего, будет лихорадить вновь.
В частности, чиновники не учли требование игроков отменить положение в их контрактах, согласно которому футболист, не согласный с решением клубного менеджмента трудоустроить его в другую команду, должен тренироваться отдельно и, по сути, отстраняется от работы с основным составом. Речь, естественно, идет о конфликтных ситуациях, которые нередко возникают между тренерами и их подопечными, в результате чего последние, попав в опалу наставников, административной мерой лишаются игровой практики и теряют форму, в то время как их рыночная стоимость в результате простоя неуклонно падает.
– Один из самых наглядных примеров этого положения в действии – ситуация, сложившаяся вокруг нападающего «Ювентуса» Амаури. Его хотели продать в «Фенербахче» или «Галатасарай», но сам игрок наотрез отказался покинуть Турин, – рассказывает журналист Андреа Рамаццотти. – В результате Амаури был переведен в молодежную команду, с которой с тех пор и тренируется. В «Примавере» (молодежный чемпионат Серии А. – c), однако, он не выступает, его занятия футболом ныне ограничиваются одними тренировками.
В сложившейся ситуации проигрывают обе стороны – в мае 2008 года итальянец бразильских кровей был приобретен у «Палермо» за 22,8 млн евро (правда, туринцы за нападающего деньгами заплатили 12,8 млн евро – оставшуюся сумму отступных «Юве» погасил за счет перехода в «Палермо» Антонио Ночерино и Давиде Ланзафаме). И хотя в прессе то и дело проскакивает информация об интересе очередного клуба к Амаури (в списке претендентов уже упоминались «Тоттенхэм», «Арсенал», марсельский «Олимпик», ПСЖ, «Милан» и еще ряд клубов), речи о том, чтобы хотя бы вернуть вложенные в форварда деньги, не идет, поскольку контракт игрока истекает в июне следующего года, и его потенциальному новому работодателю в январском трансферном окне не придется платить туринцам ни цента отступных. Сам Амаури тоже хорошо понимает, что вряд ли уже сможет претендовать на зарплату на уровне той, что получал в «Ювентусе». По информации La Gazzetta dello Sport, по уровню заработка форвард с его 3,8 млн евро годового жалованья перед началом этого сезона в команде уступал лишь легендарному голкиперу черно-белых Джанлуиджи Буффону, зарабатывающему 6 млн евро за сезон.