Гендиректор «Локомотива» в интервью Владимиру Стогниенко в эфире «России 24» объяснил назначение Марко Николича вместо Юрия Семина. Рассказ получился подробным, но вопросов, похоже, стало не меньше, а даже больше.
«Я за все отвечаю. «Локо» станет банкротом – я виноват. Боремся не за первые места – я виноват»
Как утверждает сам Кикнадзе, «Локомотив» засыпал «осеннюю сессию», просев в чемпионате и заняв последнее место в групповом турнире Лиги чемпионов. Команда умеет «сушить», но не показывает зрелищный футбол, а молодых игроков в составе слишком мало. РЖД покрывает 60 процентов бюджета клуба, а коммерческая деятельность – всего 9 процентов. Все эти доводы гендиректор прямо или косвенно связал с… отставкой главного тренера. В итоге, как понес ответственность Юрий Семин, мы увидели. Как несет ответственность Кикнадзе – пока нет.
«В тренерском штабе остались Лоськов, Пашинин, Хапов, Алексеев и почти весь штаб, в общем. Клуб больше, чем Палыч, я, игроки. Когда я разговаривал с тренерами и задавал вопрос об их будущем, понимание клуба у них есть, это важно».
Кикнадзе с гордостью сказал, что в тренерском штабе «Локомотива» остаются Дмитрий Лоськов, Олег Пашинин и Заур Хапов. Здесь тоже есть нюанс. Вместе с Николичем из Сербии приезжают два тренера-ассистента. Если «Локомотив» расставался с Семиным, чтобы сэкономить на зарплате, то получил трех тренеров вместо одного. Радое Смилянич и Горан Басара как минимум на начальном этапе работы будут первыми помощниками и доверенными лицами Николича, тогда как легенд клуба ждет куда менее ответственная работа. Они готовы временно побыть декорациями? В этом их понимание клуба?
«Смотрите повнимательнее, я не буду сейчас перечислять фамилии. Посмотрите, где играют воспитанники Николича. Они есть во всех пяти чемпионатах. Для нас это было важно».
Николич дважды заходил в «Партизан»: 2013 – 2015 и 2016 – 2017. Из игроков, которых он тренировал, в ведущих европейских лигах сейчас выступают пятеро: Лука Миливоевич («Кристал Пэлас»), Мият Гачинович («Айнтрахт»), Неманья Радоя («Леванте»), Дарко Брашанац («Осасуна»), Никола Миленкович («Фиорентина»).
Миленкович пришел к Николичу на сезон-2016/17 после того, как провел сезон в аренде в «Телеоптике» и набрался игровой практики.
Семину сейчас не место в «Локо». Пять доводов от Кикнадзе
Гачинович отыграл у Николича один сезон за «Войводину». В тот момент, когда он ушел в «Айнтрахт», Марко уже два года как работал с «Партизаном».
Радоя пересекался с Николичем в «Войводине» только в 2013 году. К моменту прихода Николича он уже год играл за команду, а в Испанию уехал через год после ухода Николича. По такой логике можно было бы утверждать, что Александр Кокорин заинтересовал «Зенит» благодаря работе Дана Петреску.
Я знаю что все читают и обсуждают новый шедевр разговорного жанра, комментировать пока не буду, выделю лишь одно:
Илья Геркус (@ilgerkus) May 22, 2020
🔥за полгода🔥 у меня было порядка 18 фамилий 🔥
Это уровень
Еще один важный нюанс. Сербские клубы заточены на продажу игроков заграницу вне зависимости от того, кто бы их тренировал. А кого для европейских топ-клубов вырастил Николич за годы работы в «Фехерваре»? Может быть, этот клуб превратился при Николиче в «Аякс» с «Бенфикой»?
Открываем Transfermarkt. С 2017 по 2019 годы из «Фехервара» ушли под 50 человек. Из них за деньги только один – Марко Щепович в «Ризеспор» за 0,8 млн евро. Исчерпывающе.
Футболисты, которые уходили из «Фехервара» при Николиче. Leihe – аренда, ablösefrei – свободный агент. Скриншоты с Transfermarkt.de.
«Для нас принципиально важна работа в академии, с молодежкой, с «Казанкой». У Николича в контракте напрямую прописано обязательство усиленного внимания к этому проявлению работы».
В «обязательстве усиленного внимания» нет конкретики: например, Николич может начать посещать матчи «Казанки», чего, по словам Кикнадзе, не делал Семин – будет ли это усиленным вниманием? Еще два обстоятельства очень неприглядно указывают на то, что увеличение внимания к молодежи от назначения Николича не зависит примерно никак. Явный пример смешения понятий «после» и «вследствие».
1. По итогам исполкома РФС от 26 июня 2019 года, в России ужесточается лимит на легионеров: не более 8 в заявке. В «Локомотиве» их сейчас в полтора раза больше. Даже если спихнуть разом Жоао Мариу, Фарфана и Хеведеса, никого пригласить будет нельзя. Но есть и еще одно обстоятельство, открывающее прямую дорогу к работе с молодежью.
2. Еще один итог того же исполкома РФС: начиная с сезона-2020/21 в регламенте будет прописано минимальное количество «доморощенных игроков» в заявке каждого клуба-участника – 4 на сезон. Из регламента РФС: «Доморощенный игрок» – тот, кто в возрасте от 15 лет (или начало сезона, во время которого игроку исполняется 15 лет) до 21 года (или конец сезона, во время которого игроку исполняется 21 год) был постоянно или с перерывами в течение не менее 36 месяцев зарегистрирован непосредственно в Клубе, включившим его в заявку для участия в Чемпионате, или спортивной школе такого футбольного Клуба».
При четырех доморощенных игроках всего на сезон можно будет заявить 25 человек. Три доморощенных игрока – 24 человека в заявке, два доморощенных – 22 в заявке. Николич будет обязан ставить воспитанников не потому, что он хорош в работе с ними и не потому, что это прописано у него в контракте – это регламент соревнований. Юрий Семин, если бы остался, подчинялся бы тем же самым правилам.
Вопросы по мелочи
1. Зачем Кикнадзе упоминает про переговоры с тренерами с громкими именами, если «Локомотив» делает курс на экономию и вырост игроков на продажу, а Николич после первой же встречи «верил, что выбор будет сделан в его пользу»?
2. В каком еще большом европейском клубе существует должность «почетный тренер» и какую ответственность она предполагает? Почему Валерий Филатов, которому, предложили должность почетного президента, входит в совет директоров «Локомотива», а Юрий Семин, которому предложили должность почетного тренера, нет?
3. Каким образом Мурило проявил себя в Суперкубке, если из-под него забил гол Азмун, и не связан ли прогресс в игре Мурило с решением Семина убрать его из своей штрафной в опорную зону? Споры по Мурило, как и по Фарфану, переходившему в «Локо» при Геркусе, худшие образцы преувеличения менеджерских заслуг. Мурило и Фарфан заиграли молодцы те, кто их подписал. Не заиграли тренер неправильно использовал их качества.
Лучшие тренеры в истории чемпионатов России: пятеро из них работали с «Зенитом»
Можно принять, что Юрий Семин устарел и не вывозит. Можно принять, что «Локомотив» не должен держаться на нем одном. Можно принять, что клубу нужно больше молодых игроков и больше заработков.
Нельзя принять подмены понятий и выбора удобных фактов вместо неудобных.
В одном Кикнадзе прав. Атакующий футбол, свои воспитанники в составе и Лига чемпионов, конечно, вернут болельщиков на трибуны.
Вы в это верите?
Фото: ФК «Локомотив»