Десятилетний юбилей работы в хоккейной журналистике я решил отметить переходом от теории к практике. Неспокойна ибо душа за сборную России накануне очередной Олимпиады. В общем, замахнулся я на почти невозможное: в тридцать три года заиграть в хоккей и через пять месяцев поехать с командой Олега Знарока в Пхенчхан. А что — удача любит сумасшедших…
Защита для носа
Никогда, слышите, никогда не выходите на лед в коньках, которые до этого не примеряли! Если от любви до ненависти один шаг, этот шаг делается в коньках, которые на полразмера малы и давят сверху. И самое печальное, когда не сразу это понял!
Мой путь в большой хоккей начался с горы амуниции, на которую я смотрел как на загадку рассыпанного пазла: что после чего надевать и, главное, куда?
— Видишь эту штуку? Это защита для носа, — подкалывали меня одноклубники, указывая на ракушку.
Команда Red Star Start, участником которой я стал, образовалась на базе хоккейного клуба «Красная Звезда» с этого сезона. Она объединила тех, кто решил с нуля начать свой хоккейный путь. Этот уникальный не только для Санкт-Петербурга проект объединяет людей разных поколений и степени подготовленности. А объединяет нас, как вы понимаете, желание играть в лучшую из придуманных человечеством командных игр.
Совет бывалого начинающего
«Какой хоккей? — говорили мне до этого много раз. — В твоем преклонном возрасте нормально заиграть нереально. У тебя суставы иначе функционируют, нет нужной гибкости. Сломаешься — потом жалеть будешь, что связался». Но я, помимо того что настырный, еще и искренне считаю, что детские мечты обязательно должны сбываться. Даже в тридцать три года: пусть порядочные люди в этом возрасте обычно уходят из хоккея, а я вот решил прийти…
Гора формы продолжала будоражить мой мозг. Самостоятельно я понял только, как надеть те самые трусы с ракушкой и нательную майку. Остальную часть пазла без внешних подсказок не осилил. Хотя, казалось бы, за свою жизнь столько хоккеистов повидал…
Дмитрий Смирнов, совладелец небольшого магазина «Хоккей+» на прилегающей к катку территории, подберет вам форму не только под любой размер, но и под любой бюджет. Как начинающий и не особо привередливый, я уложился в шесть тысяч, хотя думал, что выйдет минимум вдвое больше. Тут, правда, стоит учесть, что клюшку, краги, шлем и коньки мне одолжили. Да-да, те самые коньки… Неразношенные туфли рядом с ними — поле из одуванчиков. А пытаться расширить их изнутри пальцами ног — все равно что пальцами раздвигать тиски. Короче, совет бывалого начинающего хоккеиста: выбирайте коньки по ноге и ничего не выдумывайте. Никаких «на вырост», «перетерплю» или «носки потолще надену».
Свет мой, бортик, расскажи…
На лед впервые ступить страшно. Не то чтобы раньше я никогда на него не выходил, но всякий раз мозг терзает вопрос: как на тоненьком трехмиллиметровом лезвии могут устоять девяносто килограммов движущегося тела? Вопрос-то этот и мешает расслабиться. Я сразу не упал — и это добрый знак.
Ребята из команды тем временем раскатывались по зоне, и, глядя на них, я понял, кто тут самый «деревянный», а увидев в бортике отражение своего лица, тяжело вздохнул. Я-то думал, начинающие это те, кто либо ползает вдоль бортика, либо враскоряку сопротивляется притяжению льда. А эти, как показалось, носились по площадке.
Наш тренер Егор Щелоков еще три года назад играл на позиции центрфорварда за «СКА-1946». За команду, которая, кстати, в тот год дошла до финала Кубка Харламова, выступало немало хоккеистов нынешнего СКА — Александр Дергачев, Егор Рыков, Александр Барабанов, а также те, кто сейчас играет в других клубах КХЛ, — Виктор Комаров («Спартак»), Святослав Гребенщиков (ХК «Сочи»), Дмитрий Юдин («Спартак»).
Теперь же Егор — тренер в «Красной Звезде», где ему доверили проект Red Star Start и персонально меня — будущую суперзвезду КХЛ. Первое индивидуальное задание — просто шагать по льду, и чем выше колени, тем лучше. Это базовое упражнение, с помощью которого пытаешься прочувствовать коньки и лед.
— Ну что, готов? — уточняет Егор.
— Конечно! — отвечаю. — И пусть лед трепещет пред моим копчиком!
Стоик и эпикуреец
Шагая вдоль бортов, я чувствовал себя пьяной школьницей, которая боится спалиться перед родителями. Еще ни разу так часто я не хотел обнять стекло. Матчи СКА я регулярно смотрю от борта, но так сильно, как в этот вечер, меня к ним еще не тянуло.
— Молодчик! Давай-давай! — стандартные для хоккея фразы теперь адресовались мне, юниору-переростку. Правда, при моем приближении все поддерживающие на всякий случай отъезжали метра на три. Я был нестабилен, как российская экономика: вроде планирую двигаться на запад, а коньки тянут на восток, и все это на фоне неизменного ощущения, что вот-вот рухну.
Тем не менее за пятьдесят пять минут занятия я упал лишь трижды. Для первой тренировки «результат», думаю, достойный.
— А ты стоек! — хвалили меня.
— Я эпикуреец! — неожиданно вспомнил я базовый курс философии. Видимо, в одном из падений все же ударился головой.
Однако на полноценное 75-минутное занятие меня не хватило. Скованные коньком пальцы ныли, моля о свободе. Когда старого еврея спросили, почему он носит туфли на два размера меньше, он ответил: «У меня жена дура, дочка проститутка, а сын вор. Таки единственное счастье, что имею в этой жизни, это прийти вечером домой и снять эти туфли».
Как же я его понимал, когда в раздевалке скинул коньки…
Продолжение — на следующей неделе
Реально ли на четвертом десятке лет, впервые встав на коньки, заиграть в хоккей? Корреспондент «Спорта День за Днем» решил испытать это на себе, вступив на льду хоккейного клуба «Красная Звезда» на непростой путь начинающего хоккеиста-переростка в проекте «Я хоккеист».