Иногда полезно перечитывать классику. Я вот на днях наткнулся на «Остров Сокровищ» Роберта Стивенсона. «Все, буквально все, стараются помочь нам, узнав о цели нашего путешествия», — искренне радовался Сквайр Джон Трелони. Дальнейшие события показали, что все обстояло не так радужно.
Но сейчас не об этом. Важен посыл. Такой же, как перед нынешним Кубком конфедераций. Велика Россия, много городов, больших и малых. Для Кубка конфедераций выбрали четыре города, чемпионат мира будет гостить в двенадцати. Петербург фигурирует в обоих списках. И все, кто могут, помогают в приеме двух масштабных футбольных турниров.
На футбол лучше идти пешком
На 314-й день рождения город получил роскошный подарок. Как и было обещано ранее, 27 мая открыли Яхтенный мост, которому уготована важная роль в доставке болельщиков на стадион «Санкт-Петербург». Грандиозное сооружение через Большую Невку было возведено всего за 18 месяцев на деньги крупнейших городских подрядчиков. На открытии губернатор Георгий Полтавченко особо подчеркнул, что это яркий пример социальной ответственности бизнеса и любви к своему городу.
В числе тех, кто сразу же испытал Яхтенный мост, были питерские велосипедисты. На следующий день они проехали по нему в рамках традиционного велопарада. Администратор группы «ВелоПитер» в социальной сети ВКонтакте Александр Ротов поделился со «Спортом День за Днем» своими впечатлениями от поездки по Яхтенному мосту и объяснил, почему на футбол все же лучше идти пешком, а не ехать на двухколесном друге.
— Яхтенный мост cложно оценивать по движению во время велопарада, — сразу же отметил Александр Ротов. — Для велосипедистов там выделена отдельная дорожка, а наша огромная колонна ехала посреди. Если бы мы ехали только по велодорожке, то сильно бы растянулись.
— Она не узкая?
— На Яхтенном мосту с одной стороны — отбойник, с другой — перила. Узость велодорожки была бы проблемой. Но все не так. Она шириной 2,5 метра. Там уместились две комфортные велополосы с движением в обе стороны. Нет проблем с тем, чтобы разъехаться. Разве что если ты кого-то обгоняешь, а тебе едут навстречу, то дорожка может показаться узкой. Но я не думаю, что там будет такой большой поток.
— За сколько минут можно проехать на велосипеде весь Яхтенный мост?
— Давайте посчитаем. Предположим, что мы едем с прогулочной скоростью 15 км/ч. Длина моста — 1 километр. За четыре минуты уложишься.
— Ветер сильно мешает?
— Пока мы ехали, его не ощущалось. А так вне сезона, весной и осенью, у нас часто дуют ветра на мостах. Иногда боковой ветер мешает. Но в день открытия Яхтенного моста и во время велопарада его не ощущалось.
— Петербург славится своими мостами. С Яхтенного открывается красивый вид?
— Он скорее оригинальный, чем красивый. С одной стороны, мы видим открытый Финский залив. Во-вторых, открывается прекрасная перспектива на «Лахту Центр». Присутствует индустриальный момент — ЗСД, под которым проходит Яхтенный мост. Ну и, конечно, прекрасный вид на стадион «Санкт-Петербург». Всем велосипедистам, ехавшим по Яхтенному мосту, очень понравилось, как он выглядит.
— Как думаете, многие болельщики поедут на стадион на велосипедах?
— Думаю, что среди велосипедистов мост будет использоваться в двух целях. Прежде всего, для транспортной доступности. Люди с северо-западной части Приморского района поедут в центр как раз через этот мост. Это самый удобный вариант. Можно еще проехать через ЦПКиО или Ушаковский мост, но тогда придется сделать большую петлю. Второй момент — возможность быстро добраться до Крестовского острова, достаточно популярной рекреационной зоны среди велосипедистов. Самой большой популярностью пользуется центральная аллея Приморского парка Победы. Что касается поездок на мероприятия, которые пройдут на стадионе «Санкт-Петербург», то лучше туда отправиться пешком.
— Почему?
— Все-таки у нас в стране еще есть проблемы с тем, чтобы оставить велосипед без присмотра.
— Много потребуется велопарковок?
— Даже если их не будет, то возле арены будет много конструкций, куда можно прицепить велосипед. Насчет количества велопарковок затруднюсь дать точный ответ. Мне кажется, культура в нашей стране не позволяет со спокойно душой оставлять пристегнутый велосипед. Оставлять его на парковке — не российская черта. Не уверен, что, если сделать много парковок, то люди будут пристегивать там велосипеды.
— До конца в июле в Петербурге должны появиться пять веломаршрутов. Какой из них самый ожидаемый?
— Мы тоже много об этом слышали. Практически каждый год идет обсуждение строительства новых велодорожек, но такие планы очень редко реализуются. Для велосипедиста основная задача — возможность добраться из периферии в сторону центра. Если веломаршрут будет справляться с ней, он будет пользоваться спросом.
— В этом смысле Яхтенный мост, конечно, самый популярный.
— Совершенно верно. Здесь даже не надо говорить, является он веломаршрутом или велодорожкой. Главное, что Яхтенный мост есть. Даже если бы он был автомобильным или пешеходным, все равно бы пользовался спросом у велосипедистов. Потому что это уникальная возможность срезать маршрут и попасть в нужную точку.
Едем без «рогов»
Поездки на велосипедах все более популярны в Петербурге, но все же не такие массовые, как на общественном транспорте. Метро здесь, безусловно, вне конкуренции. Но и автобусы с троллейбусами не простаивают без дела. Причем с каждым годом их требуется все больше и больше.
Питер растет не по дням, а по часам, плюс на мундиаль съедется множество гостей со всего мира. Северная столица никогда не жаловалась на отсутствие туристов. Особенно летом. А летом 2018 года еще приедут толпы футбольных болельщиков. Кому такси не по карману, смогут воспользоваться общественным транспортом. Троллейбус — самый экологичный из всех существующих. Никаких вредных выбросов в атмосферу. «Иностранцам это нравится», — сказал бы герой Евгения Леонова из «Осеннего марафона».
Также им, наверняка, понравятся комфортные салоны. Уже известно, что по питерским улицам будут сновать 105 троллейбусов с увеличенным запасом автономного хода, изготовленных в городе Энгельс Саратовской области. Благодаря своим литий-ионным аккумуляторным батареям они могут передвигаться без контактной сети на расстояние не менее 30 километров. Затем придется подзаряжать батареи, которые обычно крепятся на крышах. Троллейбусам нового типа не нужны привычные «рога», а значит сразу увеличится их маневренность. В Петербург они должны быть поставлены до 31 марта 2018 года. Причем не все сразу, а постепенно, отдельными партиями.
Какие еще удобства в новых троллейбусах? Все те, которые уже стали приятной нормой нашей жизни: низкий пол (удобно закатить коляску и зайти пожилым людям), есть система ГЛОНАСС/GPS, что позволяет отслеживать перемещение троллейбуса в режиме реального времени. Во время чемпионата мира-2018, когда будет дорога каждая минута, эта услуга будет особенно востребована. Плюс в троллейбусах из Саратовской области есть камеры видеонаблюдения, а также кондиционеры в кабинах водителя и пассажирском салоне. Чтобы всем было удобно и комфортно.